Директор Института актуальных международных проблем Дипакадемии МИД России
Избрание президентом Ирана представителя реформаторского сообщества Масуда Пезешкиана было вполне закономерным. Его кандидатура наверняка согласовывалась с Верховным лидером Ирана Хаменеи. В противном случае она была бы отклонена главным контрольным органом страны — Наблюдательным советом.
В ходе встречи Владимира Путина с исполнявшим обязанности президента Ирана Мохаммадом Мохбером, состоявшейся 4 июля 2024 г. на полях саммита ШОС в Астане, иранский представитель отметил, что стратегия тесного, широкого сотрудничества с Россией определена Али Хаменеи. Ее реализация контролируется постоянно. В переданном президенту России устном послании Верховный лидер подчеркнул, что «...двусторонние отношения с Российской Федерацией носят глубокий характер и не изменятся со сменой правительств».
Официальный представитель МИД Ирана Нассер Канани на первой пресс-конференции после избрания Пезешкиана сообщил о продолжении непрямых переговоров между Тегераном и Вашингтоном «...по ядерной тематике и снятию санкций». Позиция Пезешкиана, таким образом, была подтверждена. Приступая к дискуссии с американцами, новый президент дал указание опубликовать его статью в газете Tehran Times. В ней он, игнорируя дипломатическую вежливость, прямо заявил, что «США и их западные союзники злонамеренно использовали режим ядерного нераспространения, чтобы сфабриковать кризис в отношении иранской мирной ядерной программы». Вашингтон при этом «поддерживает ядерный арсенал Израиля».
После начала операции в Газе ирано-американские контакты касались и обстановки на Ближнем Востоке. США рекомендовали Исламской Республике сдерживать «Хезболлу» в Ливане. Масуд Пезешкиан в ответ на советы американцев и вразрез своим предвыборным заявлениям о необходимости восстановления СВПД дипломатическими средствами (т.е. продолжая диалог с США) направил письмо генеральному секретарю «Хезболлы» Насралле, в котором подтверждалась поддержка «сопротивления народов региона незаконному сионистскому режиму». Резкая отповедь президента-реформатора американским наставникам была ожидаема с учетом весьма жесткой позиции Верховного лидера, а также решения Лиги арабских государств (ЛАГ) не считать «Хезболлу» террористической организацией, поскольку эта партия играет важную роль в нынешней политике и будущем Ливана.
Не оправдались предсказания некоторых политических деятелей и экспертов Запада, включая США, о возможном дистанцировании Ирана от России в связи с СВО на Украине. Американцев и их союзников застало врасплох заявление Канани о том, что события на Украине «являются результатом провокационной политики и мер НАТО, возглавляемой США». Официальный представитель МИД Исламской Республики отклонил обвинения, содержащиеся в декларации «юбилейного» саммита НАТО в Вашингтоне по поводу военного сотрудничества Ирана с Россией как необоснованные и политически мотивированные. Свидетельством намерений Масуда Пезешкиана продвигать всестороннее взаимодействие с Россией явился телефонный разговор с ним Владимира Путина. С обеих сторон было выражено удовлетворение достигнутым высоким уровнем добрососедских российско-иранских отношений, и подтверждена готовность к тесной совместной работе по дальнейшему развитию взаимовыгодного сотрудничества в разных областях.
По информации иранского агентства IRNA, Масуд Пезешкиан предложил подписать российско-иранский Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве на полях предстоящего саммита БРИКС в Казани.
8 июля газета Tehran Times опубликовала статью, которая является по сути внешнеполитической программой президента, озаглавленную «Мое послание новому миру». В ней Масуд Пезешкиан провозглашает многовекторную политику, охватывающую государства региона, арабское сообщество, включая Палестину, находящуюся под оккупацией, разрушившей жизни уже четырех поколений палестинцев. США, как указывает Пезешкиан, должны признать реальность и понять раз и навсегда, что Иран не поддается и никогда не поддастся ни экономическому, ни военному давлению.
Особое место в программе занимают Россия и Китай, поддерживавшие Иран в трудные, как отмечается, времена. Исламская Республика глубоко дорожит дружбой с этими странами. Россия — ценный стратегический союзник и сосед Ирана, с которым Тегеран будет расширять и укреплять двустороннее сотрудничество, уделяя приоритетное внимание взаимодействию в рамках БРИКС, ШОС и ЕАЭС.
По оценкам иранских экспертов, сотрудничество со странами БРИКС обеспечивает диверсификацию доступа Исламской Республики к международным ресурсам и средствам для удовлетворения экономических, валютных и финансовых потребностей. Мотив вступления Ирана, как и других государств, в БРИКС и ШОС заключается в их стремлении противостоять односторонней политике и действиям со стороны Запада, прежде всего США.
Этим все сказано: Иран, как никакое другое государство глобального Юга, считает себя бенефициаром поражения Запада в его нынешнем конфликте с Россией. Все понимают, что именно через победу России лежит путь к эмансипации международных отношений от западного доминирования, которое завело их в тупик.