Андрей Самохин, главный управляющий директор ВЭБ.РФ, генеральный директор Национального центра ГЧП
Государственно-частное партнерство неотделимо от проектов или инициатив в конкретной отрасли. Список отраслей постоянно пополняется — промышленность, космос, восстановление объектов культурного наследия. Одно из перспективных направлений — технологическое лидерство.
Отрасль и масштаб решаемых задач эволюционируют: от восполнения инфраструктурных просадок к достижению национальных целей развития. По решению президента ВЭБ стал обязательным участником крупных проектов ГЧП. Минэкономразвития как регулятор отрасли с привлечением ВЭБа и отраслевой экспертизы модернизировал законодательство о ГЧП, сейчас такой же процесс проходит правовая база концессий. Ключевой фокус — на распределении рисков между публичной и частной сторонами, востребованности проекта в моменте и перспективе, повышении качества жизни людей в результате его реализации.
детали
Государственно-частное пространство
Отрасль государственно-частного партнерства оставляет пространство для маневра даже в таком вопросе, как ее возраст. Де-юре федеральное законодательство о концессиях в РФ было утверждено в 2005 году. По факту история отрасли насчитывает более полутора веков. Первые концессии в России стартовали еще в первой половине XIX века, довольно активно государственно-частное партнерство, в том числе с участием инвесторов из капиталистических стран, выстраивал и СССР (более 100 концессий с иностранным капиталом были зарегистрированы в 1926 году). По данным Минэкономразвития, статистике АИИК и Наццентра ГЧП, сейчас наряду с транспортной сферой (а это порядка 65% от общего объема инвестиций) концессии и государственно-частные проекты активно применяют в ЖКХ и социальной сфере — более 15% по каждому из направлений.
Наличие узких мест в госзаказе и ряде других инвестиционных механизмов делает ГЧП и концессии востребованными практически для любых проектов. Это дает возможности и несет вызовы. Например, социальные проекты предполагают минимальную коммерческую выручку или вообще ее отсутствие. Исходя из международного опыта, участие публичной стороны, как правило, является необходимой поддержкой на старте, но дальше проект живет и финансируется самостоятельно. Можно пойти другим путем и продолжить его финансирование. Но тогда необходимо определить новые или донастроить имеющиеся инструменты для реализации в партнерстве сугубо социально значимых проектов.
Инструментарий и механизмы партнерства постоянно актуализируются: введены электронные конкурсы, автоматизирующие часть стартовых процессов, а также снимающие логистические барьеры для желающих расширять географию реализации своих проектов. Сегодняшний тренд — цифровизация и стандартизация процедур для обеспечения прозрачности и отбора наиболее качественных предложений. Как показывают результаты 2024 года, «цифра» востребована — рост числа торгов в формате конкурса составил более 20%. А вот форма частной концессионной инициативы стала менее востребованной (порядка 35% к 2023 году). Определены формы финансового участия и предельные уровни поддержки проектов публичным партнером, что позволяет регионам более продуманно подходить к инвестрешениям.
Еще один важнейший аспект — эффективность использования бюджетных средств. И тут мы говорим про распределение рисков и новую роль ВЭБ.РФ, в рамках которой нам предстоит на деле показать нашу экспертизу и возможности по структурированию проектов для справедливого распределения рисков между частной и публичной сторонами. Дополнительные эффекты — это более глубокая проработка проектов публичной стороной, формирование единообразных правил оценки эффективности, а также базовых требований к проектам и условиям заключаемых соглашений с учетом социально-экономических эффектов, поддержка процесса принятия решения по крупным проектам, оцениваемым более чем в 3 млрд руб.
Ключевая развилка — переход от модели, где государство было главным плательщиком, к партнерству, в котором оно выступает катализатором частных инвестиций
Накопленный практический опыт и экспертиза участников отрасли позволяют перейти на новый уровень — к созданию национального стандарта государственно-частного взаимодействия. Мы в ВЭБе называем этот стандарт «Развивай.РФ». Национальный стандарт призван повысить уровень доверия публичной стороны и частных инвесторов, тиражировать успешные практики и, ключевое, открыть дорогу для привлечения публичного долга через размещение концессионных облигаций на фондовом рынке.
Результатом должно стать партнерство нового качества, на равных, в интересах публичной и частной сторон. За этим — экономия бюджетных средств, привлекательные условия по доходности и возможность масштабирования лучших решений, расширение возможностей для привлечения капитала в целях финансирования нацпроектов, стимулирование инноваций через вовлечение частных партнеров в создание сложных технологических активов.
По каждому из направлений уже идет (и предстоит) большая совместная — с регулятором и участниками отрасли — работа. Ее результаты и перспективы обсудим в рамках инфраструктурного конгресса «Развивай.РФ».
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag