«Очень хорошо зарекомендовала себя система досудебного обжалования. Речь идет о том, что до подачи заявления в суд есть возможность в цифровом виде через портал госуслуг в два клика подать соответствующее заявление, пожаловаться на действия проверяющего как по форме, так и по содержанию. Система три года назад была запущена, в прошлом году было подано 5 тыс. жалоб. (...) По статистике сегодня примерно треть жалоб, то есть каждое третье обращение, удовлетворяется, (...) решение [надзорного ведомства] отменяется или корректируется», — цитирует вице-премьера ТАСС.
Глава аппарата кабмина отметил, что система непрерывно совершенствуется. Так, реальный средний срок рассмотрения жалоб в 2023 г. составил 11 дней против законодательно установленного норматива в 20 дней.
«Все жалобы и обращения находятся в единой федеральной информационной системе, мы видим, кто жалуется, на что, почему, соблюдаются ли сроки рассмотрения этих жалоб», — пояснил Дмитрий Григоренко.
Досудебное обжалование решений контрольно-надзорных органов внедрено в 2021 г., обязательной эта процедура стала с января 2023 г. Бизнес может оспаривать решения органов контроля и надзора на портале госуслуг, для этого существует специальный сервис. Он позволяет отслеживать ход рассмотрения жалобы в режиме реального времени, обеспечивая прозрачность процесса. Претензию рассматривает руководитель соответствующего контрольного органа или вышестоящая инстанция, участие в процедуре должностного лица, на которое подана жалоба, исключается.