Для сравнения, потери мировой экономики за первый год пандемии COVID-19 оценивались Всемирным банком в 4,3%. И это оказалась самая большая рецессия за полтора столетия после двух мировых войн и Великой депрессии 1930-х годов.
«Хотя нет никаких признаков широкомасштабного отступления от глобализации, уже появляются линии разлома, геоэкономическая фрагментация становится все более реальной. Если она углубится, мы можем оказаться в состоянии новой холодной войны» — заявила Гопинат.
Нарушения торговых связей и поставок на фоне пандемии, а также скачки цен на энергоносители и сырьевые товары, вызванные санкциями против России, заставили правительства по всему миру переключать внимание на защиту внутренних рынков. Многие страны стараются производить все больше продукции самостоятельно, а также концентрируются на развитии отношений с государствами, с которыми уже налажены стабильные связи.
Так, после нескольких лет напряженности в отношениях, Китай перестал быть крупнейшим торговым партнером США — эту роль взяла на себя Мексика. Доля Китая в импорте США упала до 13% в первом полугодии 2023 г. с 22% в аналогичном периоде 2018 г.
За 2022 г. во всем мире было введено порядка 3 тыс. торговых ограничительных мер — почти втрое больше, чем в 2019-м.
По словам Гопинат, подобная фрагментация может иметь серьезные последствия, которые перевесят все выгоды от внутренней экономической устойчивости и безопасности, а также «обратят вспять почти три десятилетия мира, интеграции и роста, которые позволили миллиардам людей выбраться из бедности».
Гопинат отметила, что глобальная экономическая фрагментация затруднит решение таких общих проблем, как изменение климата, и призвала страны к «прагматичным» подходам, которые максимально сохраняют преимущества свободной торговли.
По ее словам, соглашение о «зеленом коридоре» позволило бы обеспечить бесперебойный международный поток полезных ископаемых, имеющих решающее значение для перехода к чистой энергетике. Аналогичные соглашения обеспечили бы минимально необходимые трансграничные потоки продуктов питания и медикаментов.
«Такие соглашения будут гарантировать достижение глобальных целей по предотвращению разрушительных последствий изменения климата, продовольственных кризисов и гуманитарных катастроф, связанных с пандемиями», — уверена Гита Гопинат.