«Мошенники представляются банковскими работниками, операторами связи или сотрудниками госструктур. Так они пытаются выманить у потребителя секретный СМС-код для подтверждения действий в интернете, установить вредоносную программу на смартфон или заставить перейти по фишинговой ссылке. После получения доступа в личный кабинет мошенники могут оформлять кредитные продукты и выводить деньги с карт и счетов», — сказал он.
В других случаях клиентам предлагают заработать за счет фейковых инвестиций, подработки в интернете или покупки валюты, обещая быстрый заработок на резком скачке стоимости активов. Сперва клиент переводит на сторонний счет небольшие суммы, а увидев прибыль увеличивает вложения, в том числе за счет кредитных средств. Получив деньги, мошенник пропадает.
В 2024 г. участились манипуляции с использованием персональных данных — возраста, социального положения клиента, оформленных на него банковских продуктов. Злоумышленники применяют стандартные уловки, в том числе обещания быстрого заработка или психологическое давление, при этом настаивая на срочных мерах якобы для восстановления доступа к сервисам.
Никита Чугунов отметил, что портрет мошенников со временем меняется. Сегодня все чаще речь идет о подготовленных и финансово грамотных профессионалах, которые хорошо разбираются в психологии и умеют оказывать давление на собеседника в нужный момент. Он подчеркнул, что около 85% пострадавших самостоятельно переводили деньги на неизвестные счета, снимали наличные, отдавали их незнакомцам и делились личной информацией. Чугунов также напомнил о важности критического мышления, добавив, что разговор по телефону с неизвестным может привести к потере денег.
«Как в хорошей пословице „Доверяй, но проверяй“ всегда нужно сохранять критическое мышление и помнить, что разговор по телефону с неизвестным может обернуться потерей ваших денег», — отметил эксперт.
Согласно данным ВТБ, в 2024 г. большую часть звонков мошенники совершали по мобильной связи — 67%. При этом в пиковые периоды — в июле и августе — этот показатель достигал 89%. Остальная часть мошеннических звонков поступает через мессенджеры.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag