Молодые и амбициозные
Отношение подростков и молодежи (14–25 лет) к поиску работы и выбору трудоустройства отличается от приоритетов людей более старшего возраста. Об этом говорится в исследовании хэдхантингового сервиса HH.ru по результатам исследований 2022–2024 годов, с которым ознакомился «Эксперт». Молодые россияне склонны часто менять места работы — в среднем по три раза к 25 годам, следует из доклада. Работать они начинают примерно с 17 лет, как правило, на позициях «синих воротничков», то есть должностях, связанных с физическим трудом (45% участников исследования). В топе профессий молодых россиян — продавцы-кассиры, официанты, курьеры, промоутеры, программисты, менеджеры и репетиторы. При этом подростки 14–17 лет в первую очередь руководствуются размером оплаты, а молодежь от 18 до 25 лет — получаемым опытом, который может помочь им найти хорошую работу после вуза.
Комментируя тренд с частой сменой работы, директор по развитию ВЦИОМ-Консалтинг Даниил Ермолаев отметил в интервью «Эксперту», что раньше работодатели негативно воспринимали такой «рваный» опыт: если кандидат каждый год менял работу, считалось, что он ненадежный и нестабильный. «Сегодня же рынок воспринимает частую смену работы нормально и даже видит в ней плюсы: если специалист попробовал много компаний, то, вероятно, он получил большой и полезный опыт, который позволит ему мыслить гибче и интереснее», — заявил он.
По данным HH.ru, сейчас в России работает около трети (31%) подростков (14–17 лет) и двух третей (69%) молодежи (18 —25 лет). Подавляющее большинство амбициозны, они многого ждут от работы и карьеры, показало исследование. При трудоустройстве они учитывают престижность работодателя, хороший уровень зарплаты, инновационность компании и комфортность рабочего места.
Для самых молодых участников рынка труда, 14—17-летних, приоритетом в жизни при этом остается учеба, а работу они рассматривают только как дополнительную активность. Их больше интересует, кем они смогут стать в будущем, чем поиск работы здесь и сейчас, узнали в HH.ru. Сейчас 81% 14—17—летних работает в сферах, не связанных с их будущей специальностью. Самые популярные профессии среди них — промоутер, официант, разнорабочий, уборщик, кассир, грузчик, курьер, продавец консультант, строитель, няня, почтальон и упаковщик. У подростков есть ориентация на легкий заработок денег, также они верят, что можно работать на любимой работе и хорошо зарабатывать. При этом они адекватно оценивают свои возможности, и ожидания в отношении работы на данном этапе жизни у них достаточно приземленные, выяснили исследователи.
Также молодые россияне склонны искать подработки. Среди подростков 14–18 лет подрабатывает половина, среди 19—24-летних — 73%. Чаще всего деньги от подработок молодежь тратит на одежду, обувь, новые смартфоны или хобби.
Творить и самовыражаться
В целом представители молодежи 18–24 лет, опрошенные HH.ru, говорили, что видят в работе возможность творить и самовыражаться (об этом заявили 83% респондентов). Почти столько же — 82% и 81%, соответственно — считают, что работа — это возможность для развития и общения с интересными людьми. 77% — что работа приносит радость и удовлетворение, 75% считают ее вызовом, а 72% хотят с ее помощью найти свое предназначение.
Даниил Ермолаев из ВЦИОМ-Консалтинг рассказал «Эксперту», что, когда россияне в возрасте до 25 лет решают, принять ли тот или иной офер, они учитывают факторы дохода, графика, условий труда и так далее. «Вторая плоскость — решение о том, остаться на работе или уйти после первого месяца-двух, — пояснил Ермолаев. — И здесь уже на первый план выходит не „высокий доход“, а ощущение импакта от своей деятельности, возможность профессионально развиваться, проходить обучение». Поэтому при взаимодействии с молодыми людьми работодателю нужно учитывать, что процесс привлечения молодого специалиста и его удержание — это принципиально разные функции, требующие различных подходов, добавил он.
Молодежь 18–25 лет действительно склонна к поиску себя — это абсолютно естественно, считает Даниил Ермолаев: «До 27–30 лет молодому человеку хочется посмотреть на рынок, понять, что предлагают разные работодатели. Плюс в силу того, что образование у нас не в полной мере отвечает запросам работодателей, нередки ситуации, при которых после окончания вуза молодые люди, начиная работать, понимаю, что сфера, которую они выбрали им неинтересна, или они ожидали другого». Особенно этот тренд характерен для гуманитарных специальностей, в меньшей степени — для инженерных и медицинских.
Молодые хотят свое дело
Главная мечта молодежи при трудоустройстве при этом — иметь свое дело, рассказали «Эксперту» в пресс-службе хэдхантигового сервиса «Зарплата.ру». Об этом в опросе по итогам 2023 г. рассказали 27% молодых россиян от 18 до 25 лет. Еще 18% хотели бы работать в сфере искусства и развлечений, 12% — в IT, а 8% — на госслужбе. Среди респондентов 1% выразили желание развиваться как блогеры. Еще больше желающих открыть свое дело оказалось среди опрошенных «Авито» в мае прошлого года молодых людей (от 18 до 34 лет) — 88%. 11% признались, что уже копят на это и продумывают бизнес-план, 3% — что находятся в стадии покупки, а 5% — что уже ведут собственное дело.
То, что в числе ИП и самозанятых оказывается все больше молодых людей, подтверждается и данными Минэка. Согласно им, в первом полугодии 2024 г. количество ИП и самозанятых младше 25 лет составило 2,7 млн человек — 17% от общего числа. Отчасти такой рост связан с государственной поддержкой властями. Так, в середине 2022 г. появились государственные гранты в 500 тыс. руб. (для Арктической зоны — до 1 млн) на создание или развитие своего дела гражданами в возрасте до 25 лет. Также на них распространяются и другие меры поддержки небольших компаний, в частности — льготное кредитование.
Поддерживают предпринимательство среди молодежи и вузы. Так, с 2020 г. в России действует проект «Стартап как диплом» — альтернатива диплому или диссертации. В ходе нее выпускник должен защитить не выпускную работу, а бизнес-проект. Среди защищенных выпускниками проектов — продажа аппарата для людей с заболеваниями дыхательных путей, дополненная реальность для медицинских операций, мобильное приложение для изучения и сохранения вымирающих языков и так далее.
Увеличение интереса молодежи к открытию собственного бизнеса связано с тем, что у выпускников вузов с 2016 по 2020 гг. заметно выросли претензии к уровню зарплаты (об этом говорят данные Росстата за 2016 и 2020 гг.). В 2016 г. о недовольстве зарплатой говорил 31% выпускников, а в 2020 — уже 41%. Также выросло число молодых людей, которые говорили, что не могут найти работу из-за «отсутствия подходящих вакансий» (с 24% до 38%) и из-за «недостатка или отсутствия необходимых знаний» (с 5% до 14%). «Такая ситуация косвенно указывает на изменение ожиданий выпускников от рынка труда, — считает партнер Агентства трансформации и развития экономики (АТРЭ) Виктория Павлюшина. — Например, молодежь повысила свои ожидания относительно заработной платы (обоснованность этого „повышения“ пока оставим за скобками), появилось больше желания работать по специальности, по которой они обучались, даже если она не очень востребована». Эти тенденции усиливает многолетний тренд на внимание к себе, к своим потребностям «здесь и сейчас», соблюдение Work-Life-Balance, повышение значимости собственных впечатлений или эмоций, а не формальных успехов на работе.
В этой связи собственное дело, даже не слишком большое, для молодежи выглядит более привлекательно, так как страхует их от чрезмерной зависимости, формализма и «прессинга» работодателя, говорит партнер АТРЭ. «Впрочем, собственным делом часто выступает не реальные бизнес, а торговля небольшими партиями товаров на маркетплейсах, курьерская доставка, изготовление hand made продукции, мелкие подработки, микробизнесы по ремонту машин и оборудования, открытие пунктов выдачи», — добавила она.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag