Документальный след ковида
О популярности документальных фильмов говорят организаторы недавно прошедшего фестиваля «Неизвестная Россия» — его планируется проводить ежегодно. Мероприятие прошло в рамках выставки-форума «Россия», организаторы получили более 500 заявок от кинематографистов. «То количество работ, которое мы получили, говорит о том, что фестиваль документального кино очень актуален сейчас. И, вероятно, он будет масштабнее, потому что фестиваль уже сейчас поддерживают индустриальные партнеры, лидеры рынка», — рассказал «Эксперту» генеральный директор НТВ Алексей Земский. Всего в конкурсной программе в 2024 году было представлено 36 картин. Картины-номинанты выйдут в эфире телеканала документального кино «Неизвестная Россия», а шесть фильмов-победителей покажут на НТВ. «Фестивали играют ключевую роль в продвижении документального кино на большие экраны», — добавляют в ассоциации «Гильдия неигрового кино и телевидения».
По итогам 2020 года эксперты глобальной аналитической компании Parrot Analytics назвали документальное кино самым быстрорастущим жанром на стриминговых платформах. В период с января 2018 года по март 2021 года количество документальных сериалов здесь выросло на 63%, а зрительский спрос на них — на 142%. По итогам 2023 года спрос аудитории на документальные фильмы вырос на 44%. Добавим, что это не российские, а общемировые показатели.
Законодателем тренда стал лидер мирового видеостриминга Netflix, который изменил подход к созданию документалок: с 2018 года начал выпускать зрелищные проекты, которые интересны широкой аудитории и больше похожи на художественные фильмы. Делать доки в пандемию оказалось проще и быстрее, чем масштабные игровые проекты. Ряд громких релизов пришелся на 2020 год. Фильм «Мой учитель осьминог» получил премию «Оскар» как лучший документальный фильм. Одним из самых популярных в 2020 году стал «Король тигров: убийство, хаос и безумие» — американский криминальный документальный сериал, рассказывающий о жизни бывшего сотрудника зоопарка Джо Экзотика, ставшего преступником. По данным Nielsen, за первые десять дней после выхода он собрал 34,3 млн просмотров, что сопоставимо с показателями третьего сезона сериала «Очень странные дела» (36,3 млн).
Жанр без кризиса
Популярность документального жанра растет и в России: в этом сегменте наблюдается явное оживление, которое усилилось в 2022 году после ухода с рынка из-за СВО зарубежных игроков. До этого документалисты испытывали нехватку финансирования и сложности с получением прокатных удостоверений. По данным издания «Бюллетень кинопрокатчика», в период с 2004 по 2014 год в российский прокат вышло лишь 125 документальных фильмов. А только в 2021–2022 годах получили прокатные удостоверения более 400 российских компаний и физлиц, а 36 юрлиц и физлиц выпустили по четыре и более неигровых фильма.
В 2022 году президент России Владимир Путин подписал закон о 100-процентной бюджетной поддержке документальных фильмов (ранее она была ограничена 70% от общего бюджета производства или проката)
С того же года финансовую помощь документальному кино стал оказывать Институт развития интернета (ИРИ), а также учрежденный Союзом кинематографистов России в феврале 2022 года Фонд поддержки регионального кинематографа (ФПРК).
Участники кино- и телевизионной отрасли стараются решить проблему импортозамещения и наращивают производство оригинального контента. По оценкам гендиректора Telecom Daily Дениса Кускова, его количество на онлайн-платформах в 2023 году увеличилось на 40% по сравнению с предыдущим годом: «Документальное кино стоит особняком на многих платформах, имеет свою аудиторию. Это направление сейчас стараются возродить, но пока такой контент не присутствует в большом количестве в библиотеках онлайн-кинотеатров». «Доккино — один из явно выраженных трендов 2023 года. Думаю, что он продолжится и количество таких проектов будет расти. Причина в том, что онлайн-кинотеатры активно ищут то идеальное предложение для зрителя, которое позволит его привлечь и отстроиться от конкурентов. Документалка по итогам 2023 года оказалась находкой», — считает директор департамента новых технологий J’son & Partners Consulting Дмитрий Колесов.
За прошедший год сразу несколько участников рынка объявили о росте своего интереса к документалистике. Национальная медиагруппа (НМГ) создала подразделение «НМГ док», до конца 2024 года оно собирается выпустить 100 оригинальных проектов. «Документальные фильмы в последнее время принято называть „новым черным“, их аудитория растет — как на ТВ, так и на платформах», — рассказали «Эксперту» в пресс-службе НМГ. Сделал ставку на неигровое кино онлайн-кинотеатр Premier: в 2023 году он выпустил 21 документальный проект, став лидером по общему количеству таких проектов среди видеосервисов, рассказали в пресс-службе компании. Всего же в прошлом году, по данным агентства J’son and Partners Consulting, на российском рынке онлайн-кинотеатров появилось 48 новых оригинальных докпроектов.
В мае прошлого года НТВ запустил новый канал документального кино «Неизвестная Россия». «Предпосылкой для его создания был именно рост рынка сегмента документального кино в России, а также новая волна популярности у зрителей этого жанра», — говорит Алексей Земский. По его оценкам, глобально на телевидении с 2013 по 2023 год объем документальных программ среди общего хронометража всех программ вырос на 30%. Он отмечает, что доля документальных программ у крупнейших телеканалов общей направленности достаточно стабильна и составляет 5–10% от общего хронометража вещания.
Документальные расходы
Производство документальных фильмов часто может быть дешевле и проще, чем художественных. «Бюджеты в доке бывают значительно ниже. Меньше съемочная группа. И производство практически не завязано на звезд-актеров, у которых огромные гонорары», — рассказывает главный редактор портала «Кино-Театр.Ру», директор по развитию веб-кинотеатра Chill и продюсер Жан Просянов.
Производственный цикл у документалок может быть короче, чем у игрового кино, рассказывает гендиректор FreeMotion Group Вячеслав Гольдфельд: «Если произошла какая-то история, то можно купить права на сценарий и ее экранизировать — года через два вы получите художественный фильм. С доккино это в разы быстрее: можно сделать фильм уже через месяц». Но так бывает не всегда. Есть «фильмы-наблюдения», которые делаются по несколько лет — такое кино стоит десятки миллионов рублей. «В среднем бюджет проекта, не самого топового, но хорошего, крепкого, — около 3–4 млн руб. за серию» — такие оценки дает Жан Просянов.
Диапазон стоимости документальных фильмов и сериалов достаточно большой, говорит Алексей Земский: «С одной стороны, есть фильмы, которые были сняты на камеру смартфона молодыми режиссерами: их стоимость может исчисляться несколькими десятками тысяч рублей. С другой стороны, есть костюмированные докудрамы с профессиональными актерами, где реконструируются исторические события — стоимость таких документальных фильмов может достигать нескольких миллионов рублей за эпизод. Также есть так называемые специальные документальные проекты — их бюджет может быть сопоставим с художественным фильмом». По мнению Вячеслава Гольдфельда, стоимость документального кино в России сильно недооценена. «Нормальный бюджет документального фильма на Западе начинается от $500 тыс. и достигает $2 млн — это на порядок ниже, чем у игровых проектов. В России средняя стоимость дока — около $100 тыс. (9 млн руб.)», — резюмирует он.
Инвестиционный интерес
Государство по-прежнему финансирует бóльшую часть докпроектов, однако вложения платформ и телеканалов уже близки к объемам госинвестиций. По оценкам FreeMotion Group, в 2023 году объемы финансирования документальных проектов в России достигли 5–5,2 млрд руб., из которых 2,5 млрд руб. пришлись на государство. Затраты онлайн-платформ, телеканалов и частных инвесторов составили 2 млрд руб., региональная поддержка — еще 500–700 млн руб.
ЦИФРЫ
Госфинансирование
По данным ассоциации «Гильдия неигрового кино и телевидения», общая господдержка документального кино в 2023 году превысила 1 млрд руб.
В 2023 году финансирование от Министерства культуры получили 105 неигровых фильмов, среди них 60 короткометражных (из них 7 — дебюты) и 45 полнометражных. Общий объем субсидий на неигровое кино составил 534,5 млн руб. А в 2022 году ведомство поддержало 202 неигровых проекта: 9 научно-популярных фильмов, 21 дебют, 53 полных метра, 119 коротких метров. Общий объем финансирования составил 791 млн руб. Объемы финансирования от Минкульта снизились год к году, но произошло перераспределение в пользу других госорганизаций, уточняют в ассоциации.
Как и в 2022 году, ФПРК по итогам 2023 года профинансировал 10 киноальманахов и 50 короткометражных фильмов. Общий бюджет на производство неигровых картин составил 150 млн руб. Фонд культурных инициатив в 2023 году поддержал рекордное число проектов — около 120 документальных проектов на общую сумму более 690 млн руб. «Здесь важно отметить, что это деньги не только на производство, но и на продвижение фильмов», — уточняют в ассоциации. Для ИРИ документальное направление является одним из приоритетных. За последние три года в организацию поступило почти 10 тыс. заявок, из них было поддержано более 1 тыс. Большое внимание ИРИ уделяет дебютным проектам: из 186 заявок поддержано 20, из них 60% проектов — игровые, 20% — документальные и 20% — анимационные. Общий объем инвестиций ИРИ достиг 45 млрд руб.
Помимо государства и онлайн-платформ получить финансирование документальных проектов можно на корпоративном рынке.
Мировые компании уже давно инвестируют свои маркетинговые бюджеты в создание докфильмов. Некоторые корпорации привлекают к съемкам именитых режиссеров
Фильм «О, интернет! Грезы цифрового мира» (2016) по заказу IT-корпорации NetScout снимал немецкий киноклассик Вернер Херцог. Картина о происхождении интернета и его роли в жизни общества собрала порядка $600 тыс. в мировом прокате и обрела статус культовой.
По оценкам FreeMotion Group, объем рынка корпоративного видеоконтента (включая корпоративное ТВ) в России в 2023 году составил 17–20 млрд руб. К 2028–2030 годам объем финансирования документального кино в России вырастет до 7–8 млрд руб., считают в компании. Это произойдет не только благодаря увеличению докконтента на онлайн-платформах, но также за счет роста госфинансирования. В своем послании Федеральному собранию в 2024 году президент Владимир Путин пообещал, что в ближайшие шесть лет на просветительские, образовательные и исторические проекты в кино, интернете и социальных сетях будет направлено более 10 млрд руб. По оценкам Вячеслава Гольдфельда, из этой суммы как минимум 10–12% придется на документальные и научпоп-проекты, также рост документалистики ожидается за счет военного кино.
Несмотря на энтузиазм, с которым участники рынка воспринимают оживление в сегменте неигрового кино, некоторые из них считают, что этот рынок пока находится в стадии формирования. «До сих пор многие уверены, что документальное кино априори дотационное. А ведь оно может и должно приносить прибыль, иначе не будет развиваться. Только когда производители, заказчики и зрители поймут, что документальное кино может быть дорогим, зрелищным, захватывающим и может собирать залы в кинотеатрах, просмотры на платформах и в сетях, давать цифру на ТВ, тогда можно будет говорить, что у документального кино есть рынок», — отмечает представитель пресс-службы НМГ. В мире он есть давно, напоминают в НМГ — по сборам некоторые документальные фильмы могут соперничать с художественными лентами. Примеры — такие неигровые фильмы, как «Майкл Джексон: Вот и все» (сборы — $261 млн), «Фаренгейт 9/11» ($222 млн) или «Эверест» ($127 млн).