Так, согласно исследованию портала Superjob.ru, которое портал провел 25 июня — 24 июля 2024 г. среди 1000 менеджеров по персоналу и других представителей кадровых служб предприятий и организаций, ответственных за подбор персонала из всех округов страны, пробки в метро, застрявший лифт и потерянные ключи — одни из самых распространенных отговорок при объяснении прогула рабочего дня у россиян.
По словам 55% работодателей, чаще всего в качестве причины неявки на работу сотрудники называют болезнь или недомогание. Каждый пятый начальник регулярно слышит фразу: «Я проспал». 6% представителей компаний рассказали, что их сотрудникам явиться на работу помешали многочасовые пробки на дорогах. 3% опрошенных в качестве самого популярного оправдания прогула назвали посещение поликлиники или стоматологии на целый день, еще 3% — болезни детей.
Не редкость и довольно необычные и даже смешные оправдания прогулов: «В лифте застрял», «Закрыли дома, а ключей нет». Некоторые настолько уверены в своей команде, что не сомневаются в том, что коллеги справятся и без них. Респонденты дали и несколько неожиданных ответов: «Не было настроения, поэтому не пришел на работу», «Мне приснилось, что я уже на работе», «Не смог связаться с руководством: упал с трактора, уронил телефон и разбил», «Отравился шуманитом», «Упала — поцарапала лицо, сломала мизинец — сложно было отвечать на звонки по работе».
Обман работодателя — довольно распространенная вещь. Так, согласно другому исследованию, проведенному в 2023 г. порталами Budu и HH.ru, каждый шестой россиянин обманывал работодателя, чтобы пропустить работу. При этом без официального больничного каждый шестой респондент пропускает работу один раз в год или реже, 15% — раз в три—пять месяцев. Еще 13% не выходят на работу без объективной причины раз в один—три месяца.
Чаще остальных работу пропускают юристы (14%) и работники сферы PR, рекламы и маркетинга (13%). Нередко (один раз в один—три месяца) пропускают работу сотрудники сферы строительства и недвижимости и юристы. А вот работники розничной торговли и логисты почти никогда не прогуливают работу.
Практически любой из нас хоть раз в жизни врал, комментирует поведение работников клинический психолог Асмик Аракелян. Но, указывает она, вранье вранью рознь: обман может быть безобидный, чтобы не обидеть человека, когда, например, забыл ему позвонить. Но бывает и ложь, наносящая убытки, — как лгущему, так и окружающим.
«Чаще всего, — рассказывает эксперт, — люди лгут, потому что реальность их не устраивает, и своим поведением, в их понимании, они исправляют положение. Обманывать многие могут в силу болезненных психических состояний, причем не всегда явных. Порой за ложью скрывается страх, тревожность, желание ярких эмоций. В момент обмана в голове человека происходят яркие эмоциональные всплески, вырабатывается кортизол, который в малых количествах полезен человеку, хотя в больших — нет. И если человек постоянно врет, то он делает это всем, в том числе работодателю. Следствием этого может быть повышенная тревога, ухудшение когнитивных функций, импульсивность и т. д.».
Что касается объяснения прогулов, то здесь может играть роль прокрастинация — склонность к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел, приводящая к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам. В этом случае работа, особенно рутинная, воспринимается как нечто мешающее, то, что можно безболезненно отложить на потом. И уже только от работодателя зависит — будут применены к такому сотруднику жесткие санкции или нет.
В соответствии с ТК РФ, работник, пропустивший рабочий день без уважительных причин, может быть предупрежден или оштрафован в размере не более 1/2 оклада по месту работы. Наказание в виде штрафа может быть установлено только на основании коллективного договора или локальных нормативных актов организации. Кстати, если человека на работе нет 3 часа и 59 минут, законом это будет расцениваться не как прогул, а как опоздание — оно тоже наказуемо, но не приводит к увольнениям.
Систематические прогулы сотрудника — не проблема, а только ее следствие, считает Наталья Рогова, сооснователь платформы карьерного коучинга INSIGHT. Избегание работы становится сигналом о более фундаментальной сложности, с которой должен работать и сам человек, и его руководитель, — это низкая мотивация в работе на текущем месте. Часто сам сотрудник не осознает это состояние и игнорирует ранние признаки: мысли о том, что текущие задачи уже наскучили и превратились в рутину, что он вырос из них и достиг потолка на текущем месте. Как правило, многие люди на этом этапе еще не обращаются с проблемой ни к своему руководителю, ни к HR, ни к помогающим специалистам.
Следующий сигнал о низкой мотивации проявляется на уровне изменений в поведении. Например, снижается вовлеченность или эффективность в работе. Уже на этом этапе руководителю стоит обратить внимание на изменения и поговорить с коллегой, иначе для бизнеса велик риск потерять сотрудника. Причем это касается не только молодых начинающих специалистов, но и довольно опытных. Это подтверждают данные Insight: в первой половине 2024 г. были опрошены 300 человек в возрасте 25–45 лет, которые занимают и линейные, и руководящие позиции в компаниях. Все они испытывали некоторые сложности в работе. 82% респондентов признались, что работают меньше, стараются не привлекать к себе внимание, чтобы временно сохранять текущую работу для заработка и параллельно искать новую, где они смогут по-настоящему получать удовольствие и расти.
Если на этапе первых изменений в поведении проблема не решилась, зачастую люди уходят в «тихий отпуск», то есть отгул без оповещения работодателя, добавляет Наталья Рогова. И он, в свою очередь, может пересмотреть обязанности и цели сотрудника, зарплату, нагрузку. То есть провести открытый разговор, помочь найти мотивацию и учесть это в некоторых рабочих задачах. Человеку же, который заметил за собой такое состояние и тягу к прогулам, важно осознать, что снижение мотивации свидетельствует о приближающемся карьерном кризисе или карьерном тупике, поэтому не нужно затягивать с решением проблемы.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag