Дата рождения | 5 марта 1971 года |
Место рождения | Город Днепропетровск, Украинская ССР |
Образование | МГУ им. М. В. Ломоносова, факультет философии |
Род деятельности | Виноделие |
Содержание:
- Ранние годы и образование
- Константин Николаев. Освоение логистики
- Этап консолидации активов. Два фактора роста
- Николаев Константин. Перспективы для вагоностроения
- Альянс портов и терминалов. Выход на международный уровень
- Константин Юрьевич Николаев. Дороги, автомагистрали и мосты
- От почтового тракта до лучшей трассы страны
Биография
Николаев Константин Юрьевич (Konstantin Nikolaev) — предприниматель, преодолевший путь от рядового экспедитора до основателя масштабных логистических объединений. Его инвестиционный портфель включал стратегические инфраструктурные объекты — от грузоперевозок до высокоскоростных магистралей и инженерно-технологических компаний. С 2014-го Константин Николаев последовательно сокращал свои активы в российской экономике.
Ранние годы и образование
Николаев Константин Юрьевич родился в 1971-м. Сформированный в детстве интерес к историческим и философским дисциплинам определил его дальнейший образовательный путь. В 1988-м он поступил на кафедру истории зарубежной философии МГУ. Факультет отличался разнообразием специализированных курсов по всему спектру концепций — от античных до современных.
В 1993-м Николаев Константин защитил дипломную работу, посвященную трудам Платона, на кафедре этики. Его исследование диалогов мыслителя — «Государство», «Политик» и «Законы» — получило высокую оценку экзаменационной комиссии.
Константин Николаев. Освоение логистики
С начала 1990-х, параллельно с учебой, Константин Юрьевич Николаев пробовал себя в бизнесе. Первый серьезный коммерческий опыт получил как агент, ответственный за грузоперевозки. Он координировал карго-доставку на сухогрузах, отплывавших из Мурманского порта — направление, которое определило его профессиональную траекторию на последующие два десятилетия.
В 1994-м Константин Николаев стал соучредителем экспедиторской компании «Анико марин». Ключевым клиентом предприятия был Череповецкий металлургический завод, проходивший в тот период трансформацию в АО «Северсталь». Приобретение горнорудных активов — «Карельский окатыш», «Оленегорский ГОК» и «Воркутауголь» — позволило компании обеспечить сырьевую независимость и войти в тройку лидеров сталелитейной отрасли России.
«Анико марин», одним из руководителей которой был Николаев Константин, наладила для предприятия эффективные логистические маршруты и надежную доставку металлопроката, труб и метизов (к таким изделиям относятся болты, винты, гайки, шпильки, шайбы, гвозди). Как операционный директор Константин Николаев устанавливал партнерские отношения с портовыми структурами, заключал договоры и оперативно взаимодействовал с грузоотправителями.
Этап консолидации активов. Два фактора роста

В марте 1996-го Николаев Константин и партнеры создали совместный грузовой бизнес — ЗАО «Северстальтранс». Основным клиентом оставался гигант в металлургической отрасли. Однако через несколько лет «Северстальтранс» масштабировал деятельность, начав сотрудничество с разными промышленными предприятиями. На диверсификации настоял Константин Юрьевич Николаев. Еще более значимым фактором стала ставка на собственный ж/д парк и инвестиции в порты.
В начале 2000-х годов менеджмент «Северстальтранса» и Константин Юрьевич Николаев объединили более 20 компаний в различных секторах. Основными были три направления:
- транспортировка по железным дорогам
- фрахт и перевалка грузов в морских гаванях
- перевозка по автотрассам
Константин Николаев, биография которого была связана с этим предприятием более десяти лет, занимал ключевой пост до переформатирования структуры в «Н-транс» в 2008-м.
Решение о ребрендинге стало новым отсчетом в генезисе Группы и биографии Константина Николаева. К этому времени «Северстальтранс» занял лидирующую позицию среди транспортных операторов России.
Николаев Константин. Перспективы для вагоностроения
В 2004-м Константин Николаев инициировал процесс создания Globaltrans Investment PLC — под ее зонтиком консолидировали железнодорожные активы. В этот период отрасль вагоностроения фактически формировалась заново, а дефицит подвижного состава становился критическим фактором, ограничивающим развитие логистической инфраструктуры страны.
Клиентская база включала компании, входящие в состав крупнейших промышленных объединений металлургического, горнодобывающего, нефтяного и нефтеперерабатывающего секторов. Константин Николаев, биография которого уже была отмечена умением занимать выгодные переговорные позиции, в качестве новых клиентов привлек «Евраз», «Лукойл», ММК, «Роснефть», «Северсталь», «Уральскую сталь».
К 2008-му благодаря программе, одобренной Николаевым Константином, транспортный парк холдинга превысил 26 тысяч единиц подвижного состава. Объем перевозок достиг 33,3 млн тонн, выручка составила $660,9 млн, а показатель EBITDA — $250,3 млн.
Кроме того, в 2008-м Globaltrans завершила первичное размещение на Лондонской фондовой бирже (LSE) — к выходу на IPO компанию подготовил Константин Николаев. Биография структуры отметилась мировым достижением: размещение стало рекордным в том сезоне. Несмотря на то, что капитализация оказалась ниже прогнозируемых значений, организаторы высоко оценили результаты.
В рамках IPO инвесторам было предложено свыше 35,5 млн ценных бумаг, составляющих 30,4% капитала Globaltrans, по данным Николаева Константина Юрьевича. Компания и ее акционеры получили по $224,7 млн, что свидетельствовало о высокой оценке перспектив российского сектора железнодорожных грузоперевозок.
Реализуя инвестиционную программу, которую заложил Константин Николаев, Globaltrans продолжил приобретать вагоны. В 2012-м оператор купил 6 тысяч единиц подвижного состава у «Уралвагонзавода», 4 тысячи — у ТЛС, а также приобрел железнодорожного оператора «Металлоинвесттранс» с парком в 8,5 тысяч вагонов. Совокупные инвестиции превысили $1,2 млрд.
Николаев Константин оставался участником компании до 2024 года.
Альянс портов и терминалов. Выход на международный уровень
В 2008-м Константин Николаев совместно с руководством «Н-транс» основывает компанию Global Ports Investments (GPI) для управления портовыми активами, включая береговую инфраструктуру, водные и сухопутные подходы, гидротехнические сооружения. В ее состав вошли контейнерные терминалы в СЗФО, ДФО, а также частично в странах Европейского союза.
Эта разветвленная структура, на которой настоял Константин Юрьевич Николаев, позволила Global Ports стать одним из крупнейших операторов в своем сегменте.
В 2012-м Global Ports провела IPO на Лондонской фондовой бирже — это также стало частью инвестпрограммы, которую заложил Николаев Константин. Размещение оказалось высокоэффективным, превзойдя показатели многих перспективных эмитентов. Были представлены глобальные депозитарные расписки (GDR), также размещены расписки на ценные бумаги существующих акционеров. По итогам IPO около 25% акций Global Ports вышли в свободное обращение.
В этот период оператор, в развитие которого внес существенный вклад Николаев Константин Юрьевич, консолидировал треть объемов всех контейнеров РФ. Нефтеналивной терминал, входящий в Группу, обеспечивал экспорт 28% мазута из постсоветского пространства.
Терминалы GPI, находившиеся под контролем Константина Николаева и его коллег, располагались в стратегически важных регионах внешнеторговых потоков — через «окно в Европу» и «окно в Азию», на которые приходилось 87% перевалки всех контейнерных грузов в Российской Федерации.
Николаев Константин Юрьевич вышел из актива в 2017 году.
Константин Юрьевич Николаев. Дороги, автомагистрали и мосты
В 2006-м Константин Николаев стал акционером ПАО «Мостотрест», одного из ведущих инфраструктурных застройщиков России. В период его акционерного участия организация реализовала ряд значимых транспортных объектов в рамках подготовки к Олимпиаде в Сочи.
Одним из крупнейших проектов компании, осуществленных в годы, когда акционером был Николаев Константин, стал Большой Обуховский мост в Санкт-Петербурге. Стартовую площадку заложили в 2001-м — еще до участия Константина Юрьевича Николаева.
Проект реализовывался в две очереди. Первая была завершена в 2004-м, вторая — через три года, когда был введен в эксплуатацию мост-«близнец». Этот проект стал первым, осуществленным в период, когда долей владел Константин Юрьевич Николаев.
Конструкция обладает рядом уникальных характеристик:
- единственный мост через Неву, не имеющий разводной секции
- металлические пилоны высотой 120 метров для крепления вантов
- система подвеса на высокопрочных стальных тросах
- дублирующая конструкция из двух параллельных мостов для разных направлений движения
- расчетная пропускная способность — 100 тысяч автомобилей в сутки
Судоходные пролеты длиной по 230 метров обеспечивают беспрепятственный проход крупногабаритных судов. Высота подмостового габарита — 30 метров, что позволяет проходить даже круизным лайнерам. Этот архитектурный ансамбль стал одной из достопримечательностей города, участие в создании которой принял Николаев Константин Юрьевич.
От почтового тракта до лучшей трассы страны

Другой проект, созданный в период участия Николаева Константина Юрьевича, — автомобильная дорога М-11 «Нева».
Существующая бесплатная трасса М-10 между Санкт-Петербургом и Москвой исторически следует маршруту почтового тракта XVIII века. Как отмечал Константин Юрьевич Николаев, предложения о строительстве нового шоссе между столицами впервые появились в Генплане развития Москвы 1971-го.
Однако только в середине 2000-х началась разработка предпроектной документации. Предварительная стоимость магистрали оценивалась в 150–180 млрд рублей. В 2006–2008 годах был окончательно утвержден маршрут. В профессиональной биографии Константина Николаева это был первый инфраструктурный объект такого масштаба. Несмотря на то, что он не участвовал в проектировании, как акционер проявлял активный интерес к реализации.
Строительство было разделено на несколько этапов, реализуемых в рамках концессионных соглашений или долгосрочных инвестиционных контрактов. В 2014-м были введены в эксплуатацию первые участки — обход Вышнего Волочка (258–334 км) в Тверской области и отрезок от МКАД до Солнечногорска (15–58 км). Николаев Константин Юрьевич был свидетелем этого этапа работ.
К 2019-му общая протяженность магистрали составила 669 километров, что соответствовало проектным параметрам, в разработке которых принимал участие Константин Юрьевич Николаев. Концепция предусматривает бесперебойное движение со скоростью до 130 км/ч, что особенно актуально для грузовых и туристических перевозок.
Константин Николаев, биография которого отмечена реализацией крупных проектов, после 2015-го вышел из состава акционеров «Мостотреста». В 2024-м, продав все активы, связанные с Россией, он продолжил заниматься виноделием в одной из стран «винного пояса».