Обнаружить и уклониться
Апробация технологии проходила в экспериментальном правовом режиме (ЭПР) «Аэрологистика» (был утвержден по инициативе Ассоциации «Аэронекст» в ноябре 2023 г., работа по утверждению велась Минэкономразвития). Испытания проводили преимущественно на подмосковном аэродроме «Алферьево», рассказал «Эксперту» гендиректор ассоциации эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем «Аэронекст» Глеб Бабинцев: «Полеты выполняли все самые популярные типы БВС — мультироторные, самолетного с вертикальным взлетом (СВВП) и вертолетный типы... Нам удалось добиться автоматического (без какого-либо вмешательства пилотов с земли) уклонения двух БВС от столкновения при полете на встречных и пересекающихся курсах».
По его словам, над созданием технологии DAA сейчас работает все мировое научное и авиационное сообщество, поскольку от успешности результата напрямую зависит развитие высокотехнологичного сектора экономики: «Высокий риск столкновения беспилотных и пилотируемых воздушных судов в небе — это главный барьер на пути мирового технологического лидерства в области беспилотной авиации».
В эксперименте в России, который был организован ассоциацией совместно с фондом Национальной технологической инициативы (фонд НТИ), участвовали технологии от нескольких разработчиков — «Радар ММС», «Летающие машины Тюринга», «Дарт-Аэро», «БАС Глори Эйр», рассказал Глеб Бабинцев. «Все с разной успешностью, но реализовали задачу», — добавил он. Победителем конкурса «Аэрологистика» стала компания «Радар ММС».
Специалистов Росавиации приглашали на демонстрационные полеты с использованием технологии DAA, но непосредственно в реализации этого проекта ведомство участие не принимает, сообщил «Эксперту» официальный представитель Росавиации Артем Кореняко.
В пресс-службе Минэкономразвития сообщили, что всего за время действия ЭПР по аэрологистике был совершен 241 полет тяжелых БВС, к полетам допущено 6 компаний. «В режиме ЭПР отработаны технические решения, включая предотвращение критических сближений дронов (более 29 раз), совершено 125 точных посадок БВС в автоматическом режиме и доставлено более 3 тыс. кг грузов», — сообщили в министерстве.
В чем заключается технология DDA
Технология DAA создана по аналогии с Traffic Collision Avoidance System (TCAS), которая применяется в современной пилотируемой авиации для предупреждения столкновения самолетов в воздухе. «TCAS — это отраслевой стандарт. Технология предотвращения столкновений в воздухе разрабатывалась с 1950-х годов, в 1980–1990-е годы началось активное внедрение этого оборудования. По требованиям Международной организации гражданской авиации (ИКАО), системами TCAS должны быть оснащены все воздушные суда массой более 5700 кг или вместимостью более 19 пассажиров», — пояснил исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
В состав системы входят транспондер — радиолокационный ответчик, набор антенн и индикаторы в пилотской кабине. Оборудование несколько раз в секунду передает сигнал, воспринимаемый на других самолетах, и принимает сигналы от «соседей» по воздушному пространству. В работу TCAS заложен алгоритм, который, оценивая курс соседних самолетов, расстояние и скорость сближения с ними, определяет риск опасного сближения и расчетное время до возможного столкновения. «В случае риска опасного сближения система выдает конкретные указания по набору высоты или снижению», — рассказал Олег Пантелеев.
О важности применения TCAS в современных лайнерах говорит, например, тот факт, что лоукостер «Победа» в 2023 г. лишился сертификата разработчика модификаций и ремонтов для самолетов Boeing 737 (полученного в начале 2023 г.) после найденных Госавианадзором нарушений. «Наиболее серьезное нарушение было допущено при замене оригинальных гаек для крепления антенны TCAS на альтернативные», — писали тогда СМИ.
«TCAS не вмешивается в управление воздушным судном и только предупреждает экипаж. DAA же напротив, должна вмешиваться в управление. При этом она также уведомляет экипаж о своем намерении, если связь с экипажем присутствует», — объясняет разницу между системами Глеб Бабинцев.
Еще одно отличие TCAS (I и II поколения) от системы DAA в том, что TCAS работает в вертикальной плоскости и может разводить самолеты только по высоте, рассказал основатель сервиса безопасности полётов и сертификации RunAvia Андрей Патраков: «Работа системы DAA предполагается в трёхмерном пространстве. Это необходимо для избежания столкновения на малых высотах полёта. Кроме того, характеристики веса, габаритов и энергопотребления компонентов DAA должны быть меньше, чем у сегодняшних систем TCAS».
Сложности с внедрением DAA
«TCAS является прародителем системы DAA. Саму TCAS производят только 3 компании во всем мире, все они — американские. Когда стали появляться беспилотники, возникла потребность распространить подобную технологию и на них. Мировые научные сообщества сейчас создают технологии, позволяющие беспилотным воздушным судам безопасно использовать воздушное пространство и стандартизируют их. Отличия DAA от TCAS — в самих условиях полетов беспилотников (низковысотные полеты, городская аэромобильность) и отсутствии пилота на борту. Беспилотнику мало увидеть угрозу, нужно на нее отреагировать», — рассказал «Эксперту» специалист в сфере навигации, замгендиректора «Аэроскрипта» Андрей Яблоков.
Наиболее зрелые требования к системам DAA, по его словам, сформулированы RTCA — американской некоммерческой организацией Radio Technical Commission for Aeronautics (Радиотехническая авиационная комиссия). Сама RTCA состоит из компаний-участниц этого рынка. «Они разработали набор стандартов, которые распространяются на большие и малые беспилотники. В России созданием логики предупреждения конфликтов в воздухе занимается в том числе наша компания. Разработаны математические модели и пакеты верификации, учитывающие миллионы конфликтных ситуаций», — отметил Андрей Яблоков.
Пока, считает эксперт, преждевременно говорить об успешной апробации российской DAA. «Чтобы полностью выстроить и апробировать всю систему, потребуется провести гораздо больше испытаний, в том числе тестирование множественных конфликтов. Проведенный конкурс по аэрологистике — это лишь один из шагов большого пути. Объем необходимых испытаний несопоставим с тем, что проводился в этом конкурсе», — заключил Андрей Яблоков.
В компании ЛМТ не ответили на запрос «Эксперта». Связаться с представителем «Радар ММС» не удалось. Представитель «БАС Глори Эйр» тоже не смог предоставить комментарий по теме.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag