Интервью

Дрон уклоняется от себе подобных

В Подмосковье опробовали технологию предотвращения столкновения беспилотников

Дрон уклоняется от себе подобных
Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС
В Московской области опробовали технологию предотвращения столкновений беспилотных воздушных судов Detect-And-Avoid-System (DAA). Об этом говорится в протоколе прошедшего 26 марта совещания в Минэнономразвития, имеющемся в распоряжении «Эксперта». Технология является подобием Traffic Collision Avoidance System (TCAS), которая применяется в пилотируемой авиации и служит для предотвращения столкновения лайнеров в воздухе. DAA необходима для интеграции беспилотных воздушных судов (БВС) в единое воздушное пространство, что предусматривает национальный проект «Беспилотные авиационные системы». Называть испытанный DAA успешным и завершенным продуктом пока рано, признают независимые эксперты. Предстоит проверить технологию на множестве других режимов, в разных условиях полетов и конфликтных ситуаций в воздухе. Этим сейчас заняты не только в России, но во всех претендующих на лидерство в беспилотных технологиях странах.

Обнаружить и уклониться

Апробация технологии проходила в экспериментальном правовом режиме (ЭПР) «Аэрологистика» (был утвержден по инициативе Ассоциации «Аэронекст» в ноябре 2023 г., работа по утверждению велась Минэкономразвития). Испытания проводили преимущественно на подмосковном аэродроме «Алферьево», рассказал «Эксперту» гендиректор ассоциации эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем «Аэронекст» Глеб Бабинцев: «Полеты выполняли все самые популярные типы БВС — мультироторные, самолетного с вертикальным взлетом (СВВП) и вертолетный типы... Нам удалось добиться автоматического (без какого-либо вмешательства пилотов с земли) уклонения двух БВС от столкновения при полете на встречных и пересекающихся курсах».

По его словам, над созданием технологии DAA сейчас работает все мировое научное и авиационное сообщество, поскольку от успешности результата напрямую зависит развитие высокотехнологичного сектора экономики: «Высокий риск столкновения беспилотных и пилотируемых воздушных судов в небе — это главный барьер на пути мирового технологического лидерства в области беспилотной авиации».

В эксперименте в России, который был организован ассоциацией совместно с фондом Национальной технологической инициативы (фонд НТИ), участвовали технологии от нескольких разработчиков — «Радар ММС», «Летающие машины Тюринга», «Дарт-Аэро», «БАС Глори Эйр», рассказал Глеб Бабинцев. «Все с разной успешностью, но реализовали задачу», — добавил он. Победителем конкурса «Аэрологистика» стала компания «Радар ММС».

Специалистов Росавиации приглашали на демонстрационные полеты с использованием технологии DAA, но непосредственно в реализации этого проекта ведомство участие не принимает, сообщил «Эксперту» официальный представитель Росавиации Артем Кореняко.

В пресс-службе Минэкономразвития сообщили, что всего за время действия ЭПР по аэрологистике был совершен 241 полет тяжелых БВС, к полетам допущено 6 компаний. «В режиме ЭПР отработаны технические решения, включая предотвращение критических сближений дронов (более 29 раз), совершено 125 точных посадок БВС в автоматическом режиме и доставлено более 3 тыс. кг грузов», — сообщили в министерстве.

В чем заключается технология DDA

Технология DAA создана по аналогии с Traffic Collision Avoidance System (TCAS), которая применяется в современной пилотируемой авиации для предупреждения столкновения самолетов в воздухе. «TCAS — это отраслевой стандарт. Технология предотвращения столкновений в воздухе разрабатывалась с 1950-х годов, в 1980–1990-е годы началось активное внедрение этого оборудования. По требованиям Международной организации гражданской авиации (ИКАО), системами TCAS должны быть оснащены все воздушные суда массой более 5700 кг или вместимостью более 19 пассажиров», — пояснил исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

В состав системы входят транспондер — радиолокационный ответчик, набор антенн и индикаторы в пилотской кабине. Оборудование несколько раз в секунду передает сигнал, воспринимаемый на других самолетах, и принимает сигналы от «соседей» по воздушному пространству. В работу TCAS заложен алгоритм, который, оценивая курс соседних самолетов, расстояние и скорость сближения с ними, определяет риск опасного сближения и расчетное время до возможного столкновения. «В случае риска опасного сближения система выдает конкретные указания по набору высоты или снижению», — рассказал Олег Пантелеев.

О важности применения TCAS в современных лайнерах говорит, например, тот факт, что лоукостер «Победа» в 2023 г. лишился сертификата разработчика модификаций и ремонтов для самолетов Boeing 737 (полученного в начале 2023 г.) после найденных Госавианадзором нарушений. «Наиболее серьезное нарушение было допущено при замене оригинальных гаек для крепления антенны TCAS на альтернативные», — писали тогда СМИ.

«TCAS не вмешивается в управление воздушным судном и только предупреждает экипаж. DAA же напротив, должна вмешиваться в управление. При этом она также уведомляет экипаж о своем намерении, если связь с экипажем присутствует», — объясняет разницу между системами Глеб Бабинцев.

Еще одно отличие TCAS (I и II поколения) от системы DAA в том, что TCAS работает в вертикальной плоскости и может разводить самолеты только по высоте, рассказал основатель сервиса безопасности полётов и сертификации RunAvia Андрей Патраков: «Работа системы DAA предполагается в трёхмерном пространстве. Это необходимо для избежания столкновения на малых высотах полёта. Кроме того, характеристики веса, габаритов и энергопотребления компонентов DAA должны быть меньше, чем у сегодняшних систем TCAS».

Сложности с внедрением DAA

«TCAS является прародителем системы DAA. Саму TCAS производят только 3 компании во всем мире, все они — американские. Когда стали появляться беспилотники, возникла потребность распространить подобную технологию и на них. Мировые научные сообщества сейчас создают технологии, позволяющие беспилотным воздушным судам безопасно использовать воздушное пространство и стандартизируют их. Отличия DAA от TCAS — в самих условиях полетов беспилотников (низковысотные полеты, городская аэромобильность) и отсутствии пилота на борту. Беспилотнику мало увидеть угрозу, нужно на нее отреагировать», — рассказал «Эксперту» специалист в сфере навигации, замгендиректора «Аэроскрипта» Андрей Яблоков.

Наиболее зрелые требования к системам DAA, по его словам, сформулированы RTCA — американской некоммерческой организацией Radio Technical Commission for Aeronautics (Радиотехническая авиационная комиссия). Сама RTCA состоит из компаний-участниц этого рынка. «Они разработали набор стандартов, которые распространяются на большие и малые беспилотники. В России созданием логики предупреждения конфликтов в воздухе занимается в том числе наша компания. Разработаны математические модели и пакеты верификации, учитывающие миллионы конфликтных ситуаций», — отметил Андрей Яблоков.

Пока, считает эксперт, преждевременно говорить об успешной апробации российской DAA. «Чтобы полностью выстроить и апробировать всю систему, потребуется провести гораздо больше испытаний, в том числе тестирование множественных конфликтов. Проведенный конкурс по аэрологистике — это лишь один из шагов большого пути. Объем необходимых испытаний несопоставим с тем, что проводился в этом конкурсе», — заключил Андрей Яблоков.

В компании ЛМТ не ответили на запрос «Эксперта». Связаться с представителем «Радар ММС» не удалось. Представитель «БАС Глори Эйр» тоже не смог предоставить комментарий по теме.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Промышленность, 24 дек 19:43
Подведены итоги безопасности полетов 2024 года
Промышленность, 24 дек 10:42
Новый аэропорт Мурманска вдвое увеличит пропускную способность
Промышленность, 25 окт 16:43
К 2030 году в России будет 48 центров производства БПЛА
Промышленность, 15 июл 11:45
На «Иннопроме» обсудили развитие индустрии БАС
Свежие материалы
Фарминдустрии США прописали шоковую терапию
В мире,
Дональд Трамп снизит цены на лекарства в США, но может поднять их в других странах
Техас продается не всем
В мире,
Губернатор «штата Одинокой звезды» не отдаст землю враждебным иностранцам
Рейтинг публикационной активности университетов
Аналитический центр «Эксперт» представляет результаты своего исследования