Интервью

Метан не заводит моторы

Потенциальную выгоду для бюджета от перевода авто на газ оценили почти в 2 трлн рублей

Метан не заводит моторы
Фото: Нина Зотина/РИА Новости
Экономический эффект для бюджета России от увеличения потребления газа в качестве моторного топлива, по оценкам компании «Газпром газомоторное топливо», к 2035 г. может составить 1,96 трлн руб. Эти средства удастся сэкономить за 10 лет на выплатах нефтяникам по демпферу. В компании подчеркивают, что газомоторное топливо (ГМТ) сейчас заметно дешевле дизеля и бензина. Но пока рынок ГМТ в нашей стране не слишком развит, а существующие газовые заправки недозагружены.

Газ вместо бензина

Экономия средств предполагается за счет увеличения доли использования ГМТ, которое приведет к снижению размера выплат НПЗ по топливному демпферу из-за уменьшения потребления бензина и дизеля. Об этом говорится в презентации гендиректора «Газпром газомоторное топливо» (дочерняя структура «Газпрома») Олега Гречанюкова, представленной 8 октября на заседании комиссии государственного совета по направлению «Энергетика».

Первый заместитель комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный в ходе заседания пояснил, что Концепция развития рынка ГМТ до 2035 г. предусматривает замещение на 10% газом «традиционных» видов топлива (бензина и дизеля). По его словам, сейчас в стране ежегодно потребляется в среднем 90 млн т — около 50 млн т дизеля и 40 млн т бензина.

Что такое демпфер


Демпфирующий механизм работает с 2019 г. Он предполагает выплату компенсаций из бюджета производителям топлива (НПЗ), если его экспортные цены превышают условные внутренние — так называемую индикативную цену. В обратном случае нефтяные компании должны перечислять часть прибыли в бюджет. Цель демпфера — сдержать стоимость бензина и дизеля внутри России в условиях роста цен на мировых рынках. За 2024 г. нефтекомпании благодаря демпферному механизму получили из бюджета 1,8 трлн руб., прогноз Минфина на 2025 г. — 2,6 трлн руб.

В презентации Олега Гречанюкова также отмечается, что розничная стоимость компримированного природного газа (КПГ) и СУГ (смесь пропана и бутана) существенно ниже, чем дизеля или бензина. Литр дизтоплива в России в 2025 г. обойдется в среднем в 71,22 руб., бензина Аи-95 — 62,04 руб., бензина Аи-92 — 56,82 руб. КПГ на российских заправках стоит в среднем 26,74 руб. за 1 куб. м, СУГ — 27,48 руб. за 1 куб. м.

Олег Гречанюков на заседании отметил, что «Газпром газомоторное топливо» готов предложить участникам рынка долгосрочные контракты сроком 3-5 лет на поставку КПГ. По его мнению, такая схема позволит лучше планировать бюджет и формировать долгосрочные планы потребителям.

Интерес рынка улетучивается

Пока доля газомоторной техники в России невелика, что определяет и относительно небольшие объемы рынка. Как следует из Концепции развития ГМТ до 2035 г., доля газомоторного топлива на топливном рынке составляет всего около 2%. Тем не менее, как отмечается в документе, положительные эффекты от перевода техники на газ уже есть: в 2024 г. за счет ГМТ предприятия снизили затраты на топливо на 86,3 млрд руб.

В то же время председатель комиссии Госсовета по направлению «Энергетика», глава Якутии Айсен Николаев констатировал, что уровень загрузки действующих заправочных станций, продающих ГМТ, остается низким. Он не привел конкретных показателей. В августе зампред наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев говорил «Эксперту», что загрузка таких заправок составляет менее 20%. Тогда же телеграм-каналы сообщали о том, что «Газпром газомоторное топливо» закрывает заправки компримированным газом (АГНКС), но в компании поясняли, что речь идет не о закрытии, а лишь о временной приостановке отпуска топлива на отдельных АГНКС.

Производство автомобилей на газомоторном топливе в России также снижается. Замглавы Минпромторга Альберт Каримов на заседании комиссии рассказал, что за 9 месяцев 2025 г. российские предприятия выпустили 7 тыс. автомобилей, работающих на газомоторном топливе, что меньше, чем за аналогичный период прошлого года. «Но надо учитывать, что у нас достаточно большое количество нереализуемой техники. На сегодняшний день на складах есть 4410 единиц техники, они ожидают своих покупателей», — сказал Альберт Каримов.

Как в РФ планируют замещать бензин и дизель метаном


Концепция развития рынка газомоторного топлива до 2035 г. была утверждена премьер-министром Михаилом Мишустиным в сентябре 2025 г. Документ ставит цели по увеличению количества транспортных средств, использующих газомоторное топливо, созданию современной заправочной и сервисной инфраструктуры, а также улучшению экологической обстановки в стране. Согласно целевому сценарию концепции, объем потребления ГМТ должен вырасти в пять раз — с 2,5 млрд куб. м в 2024 г. до 13,85 млрд куб. м в 2035 г. Количество заправок для газомоторного транспорта увеличится более чем в два раза, до 2715 штук. Документ также предусматривает производство 528 тыс. единиц автотранспортных средств, использующих газ в качестве топлива, и переоборудование на ГМТ еще 525 тыс. единиц автотехники.

На фоне низкой загрузки газовых заправок, по словам Айсена Николаева, теряется интерес инвесторов к этому рынку. «Мы наблюдаем, что в 2024 году у нас был спад количества введенных в эксплуатацию заправочных станций: 90 против 191 годом ранее», — добавил он. Айсен Николаев отметил важность синхронного развития сети АГНКС, перевода транспорта на метан и производства техники на газомоторном топливе. «Необходимо совершенствовать механизмы государственной поддержки развития рынка газомоторного топлива», — резюмировал он.

По словам Альберта Каримова, Минпромторг доработал программу субсидирования производства автотранспорта и другой техники на газомоторном топливе, направленную на стимулирование спроса. В этом году, отметил он, размер субсидии увеличен в 2,5 раза. В зависимости от типа техники производители могут получить поддержку в размере от 300 тыс. до 3 млн руб. На реализацию программы в 2025 г. из бюджета выделено 5,7 млрд руб. против чуть менее 5 млрд руб. годом ранее.

Кроме субсидий для производителей техники, в России действуют еще две программы по поддержке газомоторного рынка: субсидия на строительство АГНКС и на переоборудование автомобилей на газ. Обе программы курирует Минэнерго.

Директор департамента по развитию газовой отрасли Минэнерго Артем Верхов среди приоритетов обозначил прежде всего именно строительство заправочных станций на дорогах федерального значения и в регионах с большим парком автомобильного транспорта на ГМТ. «Также необходимо обеспечить строительство новых объекты газозаправочной инфраструктуры возле крупных потребителей для высокой загрузки и размещение модульных мобильных станций на территории существующих АЗС для ускоренного охвата по всей опорной дорожной сети», — заключил он.

Первый замглавы Минтранса Валентин Иванов сообщил на заседании, что вдоль федеральных автодорог сейчас размещено 590 газовых заправок компримированным газом и КриоАЗС (для заправки сжиженным природным газом. — «Эксперт»). На платных дорогах, по его данным, 39 газовых заправок. «Росавтодором утверждена генеральная схема размещения 267 новых функциональных зон дорожного сервиса вдоль федеральных дорог, на которых возможно размещение газовых и криогенных заправок», — подчеркнул чиновник.

В целом по стране, как оценивал ранее для «Эксперта» зампред комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич, насчитывается сегодня около 1 тыс. газовых заправок.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Как TNF меняет нефтегазовую отрасль
Промышленность, 30 сен 21:09
Нефтяные компании останутся без выплат по демпферу в размере 35 млрд рублей
Промышленность, 26 сен 19:45
В Якутии продали на аукционах участки углеводородов за полмиллиарда рублей
Промышленность, 23 сен 21:00
Правительство может продлить запрет на экспорт бензина на октябрь и ввести аналогичную меру для дизеля
Свежие материалы
Почему окислился «золотой век Америки»
В мире,
Экономика США зависла между стагнацией и рецессией
Чего России ждать от «Синдзо Абэ в юбке»
В мире,
Избрание дамы премьером Японии может быть отложено
Заряда не хватает
Планы по утилизации аккумуляторов электромобилей пока не удается реализовать