Как говорится в пояснительной записке к документу, изменения вносятся в Закон об основах регулирования торговой деятельности в РФ. Нормативный акт предлагается дополнить положением, согласно которому сети и гипермаркеты обязаны «в каждом торговом объекте обеспечить наличие товаров, произведенных в границах субъекта Российской Федерации», где расположены эти магазины, в объеме не менее 25% от всего ассортимента.
Необходимость в принятии подобных изменений авторы законопроекта связывают с тенденцией укрупнения федеральных торговых сетей и с прекращением деятельности сетей региональных. В качестве примера приводятся покупка «Магнитом» магазинов «Дикси», а «Лентой» — сеть супермаркетов «Билла Россия». Региональная сеть «Семья» (Пермский край) была приобретена торговой сетью «Лента», а сеть супермаркетов Тамбовской области «Огонек» / «Эконом» прекратила свою деятельность и ее торговые объекты были переданы торговой сети «Пятерочка».
«В отсутствие стимулирующих мер конкуренцию не выдерживают и местные товаропроизводители. Доля местной продукции в торговых объектах субъектов Российской Федерации остается незначительной», — говорится в документе. Так, например, только 14 % от общего объема закупок торговой сети «Магнит» приходится на местных поставщиков. На долю местных товаров в торговой сети «Лента» приходится около 20% от общего ассортимента. Местные товары в торговых объектах сети «Пятерочка» составляют около 15% от ассортимента.
«Изменения закрепляют требования к показателю доли местной продукции, которая должна быть представлена в торговых объектах, что в дополнение к иным мерам государственной поддержки позволит стабилизировать рынок в условиях тенденций к его монополизации федеральными торговыми сетями, расширить возможности сбыта для местных производителей, усилить предпринимательскую активность в регионах», — уверены авторы законопроекта.
Примеры самостоятельного перехода на продукцию местных производителей в России уже есть. Так, Так, в Хабаровском крае в 2022 г. Краевым сельскохозяйственным фондом (КСФ) в сотрудничестве с рядом компаний запущен проект «Фермерские островки», благодаря чему фермеры и небольшие сельхозкооперативы получили доступ в крупные торговые сети.
В 2020 г. торговая сеть «ВкусВилл» начала проект «Региональная полка» для поддержки местных производителей в Республике Татарстан, впоследствии распространив положительный опыт на Санкт-Петербург, Краснодарский край, Калужскую, Ростовскую, Воронежскую и Нижегородскую области и иные регионы РФ.
«Товары региональных производителей должны попадать на полки в местные магазины крупных сетей», — заявил «Эксперту» председатель ЛДПР Леонид Слуцкий. Во-первых, объяснил он, это логистически выгодно, а значит, для ритейлеров это экономия на стоимости. Во-вторых, продукты останутся свежими, возрастет качество питания людей.
Тема создания «российских полок» не нова. Президент России Владимир Путин еще в 2022 г. поручил создать систему продвижения по всей стране товаров местного производства через онлайн-агрегаторы (которые уже это поручение выполнили) и почтовые отделения.
В прошлом году подобное предложение выдвигал Минпромторг, считавший необходимым обязать ритейлеров определенную долю на полках отдать товарам отечественного производства, заявил замглавы ведомства Виктор Евтухов. «Наша инициатива — ввести обязанность российского ритейла иметь на полках отечественные товары в определенном количестве», — передавал «Интерфакс» слова замминистра, сказанные во время выступления на конференции X5 Group «Малому бизнесу — большую полку».
Виктор Евтухов заявлял тогда, что как только российские производители получат «достаточно места на полке рядом с импортным товаром», они начнут развиваться, неизбежно начнет снижаться себестоимость и расти качество товаров. В то же время замминистра признал, что для небольших производителей каналом сбыта являются малые форматы торговли: ярмарки, рынки, нестационарные и мобильные торговые объекты.
Впрочем, жесткий норматив — не менее четверти товаров местного производства — может негативно сказаться на ассортименте сетевых магазинов просто потому, что не во всех регионах есть производство, способное выпускать продукцию в достаточном объеме. Чтобы соблюсти норму закона, администрации магазина придется сокращать число наименований товаров.
«Эксперт» запросил комментарии у сетей Х5 и «Магнит», но на момент публикации материала не получил их.