Интервью

Торговые центры уходят в регионы

Российским ритейлерам готовят площадки по всей стране

Торговые центры уходят в регионы
Фото: Владимир Гердо/ТАСС
По оценке NF Group (прежнее название Knight Frank), за прошлый год в стране заработали всего 25 новых торговых центров, это минимальный уровень за последние 20 лет. Однако суммарная площадь торговых пространств неуклонно растет. По итогам 2023 г. в России было введено в строй 288,7 тыс. кв. м торговых площадей, а в этом году показатель может вырасти вдвое: анонсированный объем ввода составляет 562 тыс. кв. м торговых площадей.

Общий объем эксплуатируемых торговых площадей по стране в прошлом году составил 32,5 млн кв. м. В регионах (без учета Москвы и Московской обл., Санкт-Петербурга и Ленинградской области) было открыто 19 объектов общей площадью под аренду около 220 тыс. кв. м, что на 34% больше, чем в 2022 г.

С начала 2017 г. объем ввода торговых площадей в регионах РФ превышал 500 тыс. кв. м только один раз — в 2021 г., когда было введено 516 тыс. кв. м. В остальное время показатель колебался от 160 тыс. кв. м до 479 тыс. кв. м.

На 2024 г. запланирована сдача 24 торговых центров. В случае реализации этих планов наибольший объем новых торговых площадей придется на Екатеринбург — за счет открытия суперрегионального ТЦ «Золотой» (137,9 тыс. кв. м) и микрорайонного Enter (3,6 тыс. кв. м)..

Российские ритейлеры проявляют интерес к региональным рынкам, стремясь диверсифицировать свое присутствие и минимизировать риски, связанные с концентрацией бизнеса в крупных городах. Как пояснила «Эксперту» региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева, регионы предлагают им привлекательные условия для развития: меньшую конкуренцию по сравнению с мегаполисами и высокий потенциал роста потребительского спроса.

Если в 2022 г. рынок торговой недвижимости продемонстрировал рекордный объем свободных площадей из-за приостановки работы и ухода международных брендов, то в 2023 г. основная ротация арендаторов завершилась. Большую часть площадей, которые освободились после ухода иностранных брендов, заняли российские ритейлеры, среди которых Melon Fashion Group, Lime, «Стокманн», «Снежная королева», Gloria Jeans, Sela.

Также намерение развиваться на региональном рынке выразили сразу несколько wellness операторов, в их числе сеть DDX Fitness и Termoland.

Как подчеркнула Евгения Хакбердиева, в 2023 г. рынок торговых центров в регионах продемонстрировал более стабильный рост по сравнению со столичными рынками. По ее словам, одним из основных преимуществ регионов стало то, что в них было не так много крупных международных ритейлеров, поэтому их уход из РФ оказался не столь заметным.

Материалы по теме:
Промышленность, 20 мая 14:15
Объем интернет-торговли в РФ в первом квартале увеличился на 39%
Промышленность, 15 фев 14:45
Российские интернет-магазины увеличили отправки за рубеж
Промышленность, 12 фев 18:03
Как бренды поднимают свою стоимость
Промышленность, 31 янв 14:35
Отечественные производители экипировки и оборудования теснят конкурентов
Свежие материалы
Как создать ChatGPT за $450
Технологии,
Синтетические данные и дообучение делают ИИ дешевле
Деньги перетекают в ПИФы
Финансы,
Чистый приток средств в паевые инвестиционные фонды в 2024 году вырос в 3,5 раза
Чего стоит ждать от визита Михаила Мишустина во Вьетнам
Экономика,
Глава кабмина проложит дорогу туристам и мирному атому