В опросе участвовали 130 человек из 50 компаний отрасли. Это более половины всех компаний, работающих на рынке горно-металлургической индустрии России. Доля респондентов, планирующих в ближайшие годы увеличить эффект от цифровых решений, выросла в четыре раза, говорится в исследовании. Большинство крупных игроков уже сегодня успешно используют базовые сервисы связи, диспетчеризации, АСУ ТП.
Из отдельных успехов представители отрасли отмечают также запуск прототипов языковых моделей для бухгалтерии и налоговой отчетности, создание специальных ИТ-отделов на предприятиях (вынужденная мера из-за ухода западных вендоров) и в целом восстановление после шока, вызванного западными санкциями. Четверть представителей горно-металлургических компаний России вообще рассчитывают на мировое лидерство в цифровых технологиях (в 2023 году на это рассчитывало только 20% опрошенных). Следующий шаг — запуск более интеллектуальноемких сценариев в управлении ГОКами.
В целом опрошенные лидеры отрасли демонстрируют оптимистичный настрой, несмотря на собственные признания в том, что цифровизация идет далеко не как по маслу. В целом успехи — во всяком случае, по состоянию на 2023 год — они оценивают как «скромные». Три четверти начинающих применять цифровые решения компаний не выполняют собственные планы по «цифре» из-за завышенных ожиданий от таких технологий, неотлаженных внутренних процессов проектов, сложности доступа к базовым технологиям, ушедшим с российского рынка вместе с их вендорами.
Горняки также отмечают, что никуда не исчезают такие препятствия, как бюрократия (на это посетовали 39% опрошенных), нехватка инвестиций (33%), отсутствие нужных компетенций у работников (40%). Руководители ГОКов жалуются, в частности, на сложности с поиском лидов (руководителей проектов), разработчиков и ИТ-архитекторов. Самое тревожное, что по сравнению с прошлым годом дефицит кадров на эти позиции еще больше возрос.
При этом с каждым годом сами по себе цифровые решения становятся все сложнее. Технологии — в первую очередь на базе искусственного интеллекта (ИИ) — развиваются быстрее, чем российские пользователи успевают обучаться всем новшествам. Это создает сложности для 43% опрошенных ЯиП. Одновременно ряд опрошенных высказывает мысль, что ожидания от использования ИИ в отрасли могут быть завышенными. Пока на него возлагают только задачи по систематизации, синтезу и аналитике больших данных.
«Почти половина респондентов отмечает исчерпание эффектов от краткосрочных инициатив как одну из ключевых причин невыполнения плана. Российским игрокам необходимо обратить внимание на наращивание организационной гибкости, а также привлечение цифровых компетенций, дефицит которых за последний год только увеличился», — советует партнер «Яков и партнеры» Никита Натрусов.
Аналитики ЯиП напоминают, что иностранные компании в аналогичных ситуациях внедряют технологии с длительными сроками окупаемости. Они приводят в пример такие проекты, как беспилотные самосвалы на ГОКах и сквозная автоматизация всего производственного процесса: от добычи руды до изготовления готовой продукции.
Но, как допустили в разговоре с авторами опроса некоторые респонденты, сами они на этих направлениях «дальше попыток никуда не ушли».
«Степень нашей моральной и производственной готовности не позволяет нам реализовать те или иные цифровые решения в полном объеме. Сейчас речь идет вообще не про окупаемость, а про нивелирование дефицита кадров», — признаются они.
Представители отрасли также самокритично оценивают ход цифровизации, указывая, что нередко там пытаются внедрять новые инструменты в старые, не приспособленные для этого производственные процессы.
Выход из не особенно впечатляющей ситуации опрошенные ЯиП представители промышленности видят в смене целеполагания с журавля в небе на синицу в руках.
«Можно разрабатывать любые долгосрочные стратегии, но с тебя все равно спросят про эффективность в краткосрочном периоде», — отмечают предприниматели.