Все дороги ведут в порт
Как показывает практически вся российская история, контроль за южными морскими портами, как за незамерзающим логистическим путем, всегда играл важную политическую и экономическую роль. Это главное входящее торговое окно и стратегический форпост. Логично, что именно тут сосредоточена основная портовая инфраструктура. Для сравнения: грузооборот портов Азово-Черноморского бассейна (здесь и далее данные Ассоциации морских торговых портов за 2023 год) составил 291,4 млн тонн, балтийских портов — 248,6 млн тонн, дальневосточных — 238,1 млн тонн. Общая проектная мощность портов страны составляет сейчас 1,286 млрд тонн, а к 2030 году мощности портов Азово-Черноморского бассейна планируется нарастить до 400 млн тонн. Этот потенциал способен придать отечественному экспорту второе дыхание, особенно в эпоху масштабной переориентации грузовых потоков в страны Глобального Юга, поэтому руководство страны регулярно подчеркивает необходимость инфраструктурного развития не только портовых мощностей, но и железнодорожной инфраструктуры в направлении Юга России.
По данным Министерства транспорта, на южные ворота приходится около 30% всех внешнеторговых и транзитных грузов, проходящих через морские порты по всей территории России
Современные балкеры и танкеры способны перевозить вес в 200–300 тыс. тонн на 12–15 км, расходуя лишь 1 тонну мазута, самого дешевого топлива, что делает морские перевозки беспрецедентно выгодными.
В Черноморской экономической зоне (ЧЭЗ) находятся самые крупные морские транспортные узлы: Новороссийский, Туапсинский, Тамань, Ейский, Кавказ, Темрюк, Сочинский. Всего в географию Азово-Черноморского бассейна входят 12 российских портов. Недавний запрет на заход российских судов в европейские порты усилил позицию краснодарского хаба как «экспортного окна».
В Новороссийске находится самый крупный российский порт, у выносных причалов в этом порту можно загружать суда класса Suezmax грузоподъемностью до 160 тыс. тонн. Суда дедвейтом до 220 тыс. тонн может принимать порт Тамань. В порты Кавказ, Темрюк, Ейск заходят корабли грузоподъемностью до 8 тыс. тонн. Порты Сочи, Анапы и Геленджика специализируются на обслуживании пассажирских перевозок.
Согласно стратегии социально-экономического развития Кубани до 2030 года, перед ЧЭЗ за счет концентрации здесь портовых мощностей стоит задача стать торгово-транспортным хабом всей страны
Южный климат ЧЭЗ дает дополнительные преимущества для перевалки всех товарных номенклатур — это наливные, навалочные, генеральные и лесные грузы — за счет круглогодичной навигации. Отсюда удобный морской путь до большинства быстроразвивающихся и перспективных рынков, включая Ближний Восток, Африку, Южную Америку и Индию. Министр экономического развития России Максим Решетников на совещании по развитию Юга и Приазовья 6 марта отмечал, что объем перевалки грузов через Азово-Черноморский регион к 2030 году может увеличиться до 363 млн тонн, прежде всего за счет портов в Новороссийске и Тамани.
Таким образом, в текущей и перспективной геополитической ситуации развитие южных портов и железнодорожной инфраструктуры по направлению к ним играет важную роль в экспортной, промышленной и экономической безопасности России.
Черты южных портов
У каждого из крупных портов краснодарского хаба есть свои особенности.
Новороссийск — это столица морского юга и крупнейший порт в России. Через Новороссийскую портовую базу проходит более 55% всего грузооборота Азово-Черноморского бассейна.
Причальная линия порта длиной около 8,5 км может принимать и отправлять любые грузы круглый год, поэтому имеет статус универсального перегрузочного комплекса. В его инфраструктуру входят терминалы минеральных удобрений, растительных масел, зерновой и контейнерный.
Также Новороссийский порт имеет доступ к железной дороге, соединяющей его с крупными промышленными центрами в России, Закавказье и Средней Азии. Такая включенность в транспортные потоки делает порт особенно привлекательным для перевозок на зарубежные рынки. Еще в Новороссийске, например, есть несколько цементных заводов и судоремонтных предприятий.
Туапсе считается старейшим морским портом Юга России: он был основан в 1898 году. Специализируется на перевалке нефтепродуктов, зерновых и накатных (ро-ро) грузов, глубина морского дна у причалов — до 14 м, что позволяет обрабатывать суда дедвейтом до 60 тыс. тонн.
В Темрюкском районе расположены сразу три морских порта: Темрюк, Кавказ и Тамань.
Таманский порт, несмотря на свою молодость (он был открыт в 2009 году), уже успел поставить рекорды общероссийского масштаба. Например, по проектной мощности навалочный терминал ОТЭКО опережает любые другие аналогичные порты в России — более 70 млн тонн грузов в год. По обработке подвижного состава навалочный терминал тоже лидер: в 2023 году за сутки разгрузил 2134 полувагона. Наконец, навалочный терминал в порту Тамань — один из немногих в России, способных обрабатывать суда дедвейтом до 220 тыс. тонн. Наличие такой производительной инфраструктуры позволяет исключить введение запретов на движение грузовых составов с углем в направлении Тамани. Действительно, в 2023 году не было введено ни одной конвенции (запрета на отгрузку) в направлении Тамани. Здесь функционируют крупнейший частный нефтепродуктовый терминал ОТЭКО мощностью 20 млн тонн в год, зерновой и масложировые терминалы ВТБ и ЭФКО соответственно.
Якорная экономика
Транспортная инфраструктура входит в тройку ведущих отраслей экономики Краснодарского края, а морские порты — это один из основных источников пополнения местного и регионального бюджетов. Новороссийский транспортный комплекс дает работу более чем 20% местного населения, или каждому пятому жителю города. Местный уровень безработицы — один из самых низких в стране: всего 0,3%. В соседнем, тоже портовом Темрюкском районе в прошлом году так и вовсе был зафиксирован дефицит рабочей силы.
Любой крупный порт — это якорное предприятие, которое дает импульс для развития частного бизнеса всех форматов: от крупного до малого — служит увеличению населения за счет привлечения рабочей силы как из районов Краснодарского края, так и из других регионов России, росту малого и среднего сервисного бизнеса: гостиничному, общепиту и другим. Рост населения приносит большие доходы в региональные и местные бюджеты за счет увеличения поступления НДФЛ.
Южные порты — основа развития местных муниципалитетов. Основные налоговые поступления идут от морских портов. Так, бюджет Темрюкского района на 15% формируют отчисления компании ОТЭКО — оператора морских терминалов Таманского порта. Годовой бюджет Таманского сельского поселения более чем наполовину состоит из отчислений компании. По словам главы Темрюкского района Федора Бабенкова, именно Таманский порт позволяет сохранять и держать лидерство четвертой муниципальной экономики Краснодарского края.
Порт для людей
Крупные стивидорные компании региона помогают городам своего присутствия не только налоговыми выплатами. Они реализуют свои корпоративные социальные программы поддержки, преобразуя окружающую среду и территорию.
В фокусе внимания — поддержка местных больниц, школ и спортивных сооружений. Так, в среднеобразовательной школе № 2 города Туапсе благодаря местным портовикам появились современные классы информатики и математики. Они оборудованы компьютерами и другим современным оборудованием для проведения занятий. Удобно всем: и педагогам, и ученикам. Такие социальные вложения показывают хороший реальный результат. По словам заместителя директора по УБР школы № 2 города Туапсе Нины Рубановой, новые классы способствовали увлечению детей профильными предметами и росту их участия в профильных олимпиадах и конкурсах. В 2023 году ученики школы показали хорошие результаты при сдаче ЕГЭ по профильной математике.
А благодаря вложениям по программе социальной ответственности компании ОТЭКО в Тамани появились спортивная зона, детская площадка, обновленная аллея.
Интересен и способ отбора проектов для обустройства. Горожане могут сами предложить проект или идею городского обустройства через интернет-ресурс «Твой голос, Тамань». Благодаря этой инициативе в городе появилась новая детская площадка.
Таманский порт участвует в сохранении исторического наследия Краснодарского края. Компания ОТЭКО создала археологическое подразделение «Ирида» для проведения научно-исследовательских и археологических работ на Таманском полуострове. Археологи фактически вручную под палящим солнцем ведут поисковую работу по обнаружению следов Боспорского царства. Свыше 5 тыс. ценных находок, включая предметы из могильника VII века до н.э., уже поступили в Таманский музей.
Экология и охрана прибрежной территории тоже относятся к сфере корпоративной ответственности. Такая забота и профилактика прибрежной зоны положительно сказываются на отдыхе горожан и отдыхающих: на общественных пляжах царит чистота, а летом можно купаться в прозрачной морской воде.
Эксперты утверждают, что нагрузка на южные порты будет только расти. По данным Федерального агентства морского и речного транспорта РФ, в 2022 году в портах Краснодарского края распложен 131 причал общей протяженностью 27 145 погонных метров (фактическое использование — 124 единицы длиной 26 032 погонных метра). Мощность портов края в 2022 году составила 364,023 млн тонн, а фактическое использование — 234,345 млн тонн. Словом, потенциал роста есть.