• USD Бирж 1.09 +10.02
  • EUR Бирж 12.57 +86.35
  • CNY Бирж 28.51 --15.93
  • АЛРОСА ао 80.54 -0.54
  • СевСт-ао 1972.4 -0.2
  • ГАЗПРОМ ао 157.51 -0.26
  • ГМКНорНик 153.12 -0.22
  • ЛУКОЙЛ 7680.5 +-10.5
  • НЛМК ао 251.98 +-0.52
  • Роснефть 594.75 -2.2
  • Сбербанк 321.48 +-0.7
  • Сургнфгз 34.095 -0.16
  • Татнфт 3ао 747.5 +-0.6
  • USD ЦБ 90.99 90.92
  • EUR ЦБ 98.78 98.9
Эксперт меняется
Cобытия

Экономные и любопытные

Экономные и любопытные
Фото: ООО «ПроГород» (Группа ВЭБ.РФ)
Туристическая карта страны, по замыслу ответственных за отрасль чиновников, должна состоять из 12 макротерриторий, представляющих интерес для путешественника. В 2022 г. для трех из них были разработаны туристические схемы. До конца 2023 г. завершится разработка еще трех. Важная часть этого документа — портрет туриста. О том, как он выглядит сегодня, редакция «Эксперта» поговорила с Ксенией Титовой, руководителем проектного офиса ООО «ПроГород» (Группа ВЭБ.РФ), который выступает заказчиком разработки турсхем.

Что такое туристическая схема или туристический мастер-план и чем она отличается от мастер-планов городов?

Турсхема — это план мероприятий, включающий в том числе предложения по проектированию туристических кластеров (так называемых приоритетных проектов), а также по развитию инфраструктуры туризма. Основных отличий от мастер-планов городов два. Первое — отраслевой характер документа. Турсхема касается только развития индустрии туризма, пространственного и социально-экономического. Второе — масштаб применения. Турсхемы разрабатываются только для макротерриторий, в состав которых в общей сложности входят 52 субъекта РФ. Кроме того, подготовлена общая схема развития туризма в России.

Это первый подобный опыт после 1987 года, когда была разработана схема «Развитие туризма и экскурсий в СССР». Та схема представляла собой несколько карт формата А0 — с пояснительном текстом и инфографикой, которая отражала типологию и ведомственную принадлежность туристских учреждений, число мест в таких учреждениях, интенсивность обслуживания, пути сообщения и маршруты и пр. Это была первая попытка осмыслить индустрию туризма как сферу пространственного развития.

Какие из 12 турсхем, помимо общей схемы, уже разработаны или будут завершены до конца 2023 года?

Уже разработаны проекты «Западный Юг России» (Крым и Севастополь), «Дальний Восток» и «Большое Золотое кольцо». До конца этого года завершится подготовка туристических мастер-планов «Из Москвы в Санкт-Петербург», «Байкал» и «Большой Кавказ». Впереди еще шесть проектов: «Восточный Юг России», «Русская Балтика», «Русский Север и Арктика», «Большой Урал», «Большой Алтай», «Большая Волга».

1.png Инфографика: ООО «ПроГород» (Группа ВЭБ.РФ).

Одной из целей разработки турсхем было составление портрета российского туриста. Так кто же он?

В России сейчас путешествует меньше половины трудоспособного населения. Среди них 56% составляют туристы с бюджетом до 45 тыс. руб. на человека в год на все туристические поездки, а их обычно не больше двух—трех. Внутри этой группы мы еще выделили подгруппу путешественников с бюджетом до 25 тыс. руб. Впрочем, поездки между соседними регионами, например, из Бурятии в Иркутскую область, могут стоить и дешевле. Согласно данным по проекту «Байкал», средний чек на длинные выходные нередко составляет не более 5 тыс. руб. на человека. В эту сумму входит бензин и продукты. Люди отдыхают в палатках на берегу озера, не пользуются услугами гидов, не ходят в музеи.

Вторая бюджетная группа — 45–115 тыс. руб. в год на человека. Это 36% от общего числа поездок. Третья группа, с бюджетом от 115 тыс. руб. и выше, — это всего 8% от потока.

2.png Инфографика: ООО «ПроГород» (Группа ВЭБ.РФ).

В нацпроекте «Туризм и индустрия гостеприимства» сказано, что к 2030 году число внутренних поездок увеличится до 140 миллионов. Сколько их сегодня? Как и за счет каких бюджетных групп они будут расти?

В 2020 г., когда утверждался нацпроект, показателя туристических поездок в России не существовало, их учет не велся. И до сих пор основным индикатором развития туристической отрасли является численность граждан, останавливающихся в коллективных средствах размещения (КСР) — в 2022 году это более 70 млн человек. Так что рост запланирован грандиозный, почти в 2 раза. При этом с 2022 г. считается дополнительный параметр — турпоток (поездки либо ночевки). Для него целевое значение нацпроекта было достигнуто еще в прошлом году и составило почти 154 млн поездок.

Сегодня из 1 млн номеров более половины приходится на бюджетные КСР до 3-х звезд включительно. Еще примерно 125 тыс. — номера в отелях 4 звезды и 25 тыс. — номера в пятизвездочниках. Все остальное — вообще никак не классифицированный номерной фонд, так называемый серый рынок КСР. Арендные квартиры и прочие индивидуальные средства размещения (ИСР) здесь не учитываются.

Регионы традиционно рассчитывают на платежеспособных туристов из Москвы и Санкт-Петербурга. Но здесь ресурс уже во многом исчерпан, да и в любом случае их можно заинтересовать только какими-то уникальными предложениями.

Люди с бюджетом 115 тыс. и выше дадут прирост не более 3 млн поездок в год. Так что показатель будет расти главным образом за счет туристов с бюджетом до 25 тыс. руб. в год на человека. Если начнет ездить по стране та половина трудоспособного населения, которая сегодня не путешествует вообще, то это как раз будут бюджетные поездки. Их число может увеличиться примерно на 15 млн. Еще около 20 млн — туристы с бюджетом до 45 тыс. руб. В сумме получается более 110 млн поездок. Поездки иностранных туристов сегодня крайне трудно прогнозировать. На федеральном уровне оценки сводятся к доковидным 24 млн въездных поездок в год.

В какой мере бюджет поездки определяет, на каком транспорте туристы едут отдыхать?

До половины расходов любого путешественникам, независимо от бюджетной группы, приходится на транспорт. Понятно, что бюджетные туристы чаще всего передвигаются на автомобиле: это дешевле. В салон помещается человек пять, а бака топлива хватает на 500–600 км. Это и есть средняя дальность поездки для путешествующих по европейской части России, где сохраняется относительно равномерное распределение населения и плотность дорожной сети. Но чем восточнее мы продвигаемся, тем ниже плотность населения. Соответственно, меняется и представление о дальности расстояний. В Тюмени нам рассказывали, что съездить к родственникам на выходные за 800 км — это уже устоявшаяся практика. Тем более нет проблемы отправиться на пляжный отдых во Владивосток из Хабаровска — всего 750 км с хвостиком.

В любом случае для поездок в радиусе 500 км чаще всего используется автомобиль. Некоторый паритет между основными видами транспорта достигается при радиусе в 2500 км: примерно по 30% приходится на авто, поезд и самолет, с небольшим перевесом в пользу железнодорожного и авиасообщения. Но поскольку турпоток будет расти за счет низкобюджетных групп путешественников, то к 2030 году мы прогнозируем рост числа автомобильных поездок на дальние расстояния до 40%.

4.png Фото: официальный сайт Госдумы РФ.

2500 км — это как из Москвы в Анапу и обратно. Какова в таком случае средняя продолжительность поездки? Численность и состав группы? Предпочтительные виды туризма?

Продолжительность поездки зависит от графика отпусков. Корреляции с бюджетной группой, к примеру, установить не удалось. Поездки на 4–7 дней составляют чуть меньше 50% от общего их числа, на 8–14 дней — чуть меньше 30%. На долю длинных выходных и путешествий более двух недель приходится примерно по 12%.

Численность и состав группы от бюджета тоже не зависят. Чаще всего ездят вдвоем: пары или друзья. Но дальше начинает работать специфика региона. Скажем, на Кавказе чаще путешествуют семьями, а это обычно больше двух человек. Для Дальнего Востока характерны компании одиноких мужчин, на Байкале — женщины, в том числе серебряного возраста. На Большом Золотом кольце — компании более молодых подруг.

Что касается видов туризма, то тут, как и с продолжительностью поездки, все более или менее ожидаемо. В тройку самых популярных входят культурно-познавательный туризм, то есть осмотр достопримечательностей, созданных человеком, — это 30% поездок. По 20% приходится на природный и пляжный туризм, еще 10% — на лечебно-оздоровительный. Дальше по нисходящей: горнолыжный, рыболовно-охотничий, деловой и круизный — он замыкает список.

Как видите, мы использовали классификацию из 8 видов туризма. Есть и такие классификации, где их 36. В теории можно добавить еще. Но на практике поездка не бывает моновидовой. Разделение тут нужно в сугубо практических целях, чтобы понимать, какой туристический продукт следует развивать в первую очередь.

2 (3).pngФото: Официальный сайт Госдумы РФ

Из нашего разговора складывается впечатление, что главное в пространственном развитии — не благоустройство и даже не качество городской среды в целом, какой бы привлекательной для туристов не хотелось ее сделать. Нужен какой-то более укрупненный подход к организации пространства, не так ли?

Все верно. Мы обращали первостепенное внимание на три вещи: точки входа в регион, распределение турпотока по территории и качество связей между ключевыми достопримечательностями и местами размещения туристов.

Точки входа — это география туризма: откуда и куда люди едут и на какие транспортные узлы создается основная нагрузка. География, судя по всему, изменится незначительно (сегодня 12 регионов отправляют и принимают более 50% турпотока страны). Отдыхать на пляжах Приморья и дальше будут в основном жители Дальнего Востока, а не москвичи. Но увеличение турпотока может создать проблемы сразу на входе. Например, его не сможет принять существующий авиаузел. Значит, нужно понять, какие есть альтернативы. Как удобнее добираться в регион — на поезде или автомобиле?

Разобравшись с точками входа, нужно понять, как распределяется турпоток по территории, то есть как сеть аттракторов связана с сетью гостиниц. Еще не было случая, чтобы обе эти сети совпадали. Простой пример — Дагестан, где, между прочим, турпоток показывает рекордные темпы роста. Главное, за чем туда едут туристы: это горы, первозданная природа, виды. Но оказывается, что среди всей этой красоты жить совершенно негде. И если ты не готов ночевать в горах в палатке или в частном секторе, без какой-либо инфраструктуры, то скорее всего туда и не поедешь, в лучшем случае — в составе какого-нибудь однодневного организованного тура.

Проблема регионов заключается в том, что основная доля средств размещения сосредоточена в столицах. И все столицы очень хотят, чтобы туристы останавливались у них, совершая вылазки по окрестностям. Для региональных центров это, наверное, хорошо, но для регионов в целом — плохо. Раз турист не останавливается хотя бы на два—три дня в других локациях, то он там и не тратит денег. Бюджет муниципального образования не получает ни прибыли от туризма, ни серьезных перспектив развития. Этот дисбаланс мы и стараемся исправить.

Но встает вопрос о том, чтобы точки входа в регион, достопримечательности и сеть гостиниц связать не просто дорогами, а туристическими маршрутами, которые в идеале могли бы представлять самостоятельный интерес для туриста. Ведь одно дело — дорога из Махачкалы в Грозный. И совсем другое — Чуйский тракт, сам по себе достойный отдельной поездки, такая кругом красота. Или дорога Петрозаводск — Питкяранта среди карельских лесов.

Понятно, что специально для туристов никто дороги строить не будет, их строят для другого. Но там, где уже есть какая-то колея и где вокруг действительно живописные места, это вполне можно докрутить до видового маршрута. Для туриста он точно будет важнее условно комфортной городской среды. Что в ней толку, если добираться до города придется часов пять по разбитой трассе, среди совершенно невзрачного пейзажа.

Материалы по теме:
8 июн 16:41
Введение на территории Санкт-Петербурга курортного сбора станет дополнительной нагрузкой на бюджет российских туристов
22 сен 2022 17:55
В течение трех дней, с 23 по 25 сентября, в сердце Северной столицы на Дворцовой площади будут работать павильоны с тематическими мультимедийными инсталляциями, показывающими город на Неве как столицу самых разных направлений туризма
Свежие материалы
Инвесторы порадовались банкам
Финансы,
Рынок акций вышел из коридора
Город меняется с возрастом
Города,
С чего начинается развитие благоприятной среды
Ван Бинь: «Китайско-российские отношения выстраданы тяжелым трудом»
Мнения,
Взгляд на сотрудничество между странами