Интервью

Падение NFT-добычи

Как и почему не задалась токенизация искусства

Падение NFT-добычи
Изображение сгенерировано ИИ/«Эксперт»
В 2021 году невзаимозаменяемый токен (NFT) стал одним из самых актуальных явлений мировой экономики. Технология блокчейн, которая прежде ассоциировалась исключительно с криптовалютами, вдруг ворвалась в сферу искусства. Цифровые изображения и видеофайлы стали продаваться на аукционах за десятки миллионов долларов. Аналитики объявляли о начале новой эры — «токенизации культуры». Однако сейчас рынок буквально схлопнулся. Объемы торгов упали на порядки, интерес инвесторов и коллекционеров угас, а термин NFT из символа инноваций превратился в мем ложного цифрооптимизма.

Рождение рынка

Технология NFT (non-fungible token — невзаимозаменяемый токен), возникла в 2017 году. Она позволяла создавать в блокчейне уникальный токен, связанный с конкретным цифровым объектом — изображением, видео или аудиофайлом. Каждый токен был гарантированно уникальным, как бы подтверждая собственность покупателя на объект в цифровом пространстве.

Первые NFT-проекты — CryptoPunks и CryptoKitties (2017–2018) — появились как забавный эксперимент. Их авторы проверяли, можно ли создать продвинутый рынок цифровых объектов, на котором каждое изображение будет не только уникальным, но и обладающим реальной стоимостью. Они продавали «коллекционные объекты» — не физические картины, а файлы изображений: цифровые котики, пиксельные портреты и т. п. Эти проекты не были коммерческими, но они заложили технологическую основу будущего рынка.

Прорыв случился в 2021 году, когда мировой арт-рынок в целом переживал шок из-за COVID-19. Карантинные меры, разрыв логистических цепочек, рост интереса к самым разным цифровым технологиям — все это создало условия для поиска новых форм искусства и новых способов владения его предметами.

Событие, которое дало старт NFT-эре, произошло в марте 2021 года: художник Beeple (Майк Винкельман) продал свою работу под названием «Everydays: The First 5000 Days» на аукционе Christie’s за $69,3 млн. Это был не просто рекорд, а публичное признание цифрового объекта в качестве реального арт-актива.

На новый рынок немедленно ринулись многочисленные художники, бренды, знаменитости, коллекционеры.

Ковид-фактор

Рост интереса представителей творческих профессий к NFT неслучайно совпал по времени с форсированной цифровизацией в период пандемии COVID-19. Ковидные ограничения и переход многих видов деятельности в онлайн стимулировали поиск новых способов монетизации.

Для художников, дизайнеров, музыкантов, продюсеров и других производителей арт-контента NFT-токены стали способом продавать работы напрямую конечным покупателям в обход брендов, галеристов и дистрибуторов

В то же время бурно рос криптовалютный рынок. Например, курс криптовалюты на базе блокчейн-платформы Ethereum вырос за 2021 год более чем вчетверо. Именно Ethereum стала основной платформой для создания NFT.

«Рынок цифровых товаров круто поднялся во время пандемии, — говорит основатель клуба развития финансов и технологий The Bridge FC и выставки-ярмарки цифрового искусства Disartive 2021 Ольга Дворецкая. — Благодаря ковиду человеческое общество пришло к совершенно новому уровню цифровой зрелости. По-настоящему массовым явлением сделалась криптовалюта — для оплаты самых разных, но прежде всего цифровых товаров. А технология NFT завоевала популярность как способ защиты прав собственности на объекты цифрового искусства».

Но рост стоимости цифровых активов спровоцировал и приток спекулятивного капитала: инвесторы рассматривали взлет NFT как составную часть общего криптобума. СМИ публиковали захватывающие истории продаж простеньких цифровых картинок и анимированных изображений за миллионы долларов.

«Первые NFT-лоты были не более чем визуальными интернет-мемами, зачастую старыми и давно известными, — рассказывает цифровой художник, сооснователь сообщества Art & Invest Дмитрий Беляков-Романов. — Они выстрелили в том числе потому, что такое странное было время: все абсурдное быстро становилось высокоценным. А рынок NFT — это прежде всего криптосреда, то есть среда по определению андерграундная. Таким форматам всегда присущи протест, карнавализация, отрицание традиций».

Создатели этих примитивистских арт-объектов раздавали многочисленные интервью о том, как цифровой художник сумел самостоятельно заработать намного больше денег, чем он раньше выручал при посредстве выставок и галерей. Вдобавок смарт-контракты позволяли ему получать роялти с каждой перепродажи созданного им токена.

Новые цифровые платформы — OpenSea, Rarible, Nifty Gateway, SuperRare и др. — обеспечивали массовую доступность инструментов создания токенов, их продажи-перепродажи и вывода заработанных денег. Ежедневно эти арт-биржи объявляли о сделках на десятки миллионов.

Проекты росли как грибы: тысячи коллекций любых форматов — музыка, видео, виртуальная недвижимость... Модные бренды и селебрити принялись производить собственные NFT-лоты в коллаборации с художниками и музыкантами, что добавляло новым арт-объектам пиара и инвестиционной привлекательности. В некоторых проектах NFT использовались как маркетинговый инструмент — например, выпускались заверенные NFT-токенами лимитированные серии товаров, раздавались токены-пропуска на эксклюзивные промомероприятия.

По данным мониторинговой платформы DappRadar, к середине 2021 года объем мирового рынка NFT превысил $25 млрд, а ежедневный объем торгов достиг сотен миллионов.

Падение NFT-добычи
Изображение сгенерировано ИИ/«Эксперт»

Пузырь лопнул

Ставшая одним из символов «лихих 90-х» финансовая пирамида МММ продержалась, пока не рухнула, три года. Пирамида NFT начала рушиться быстрее.

Уже в 2023 году независимые аналитики и платформы начали фиксировать резкое снижение активности в сегменте NFT: отчеты DappRadar и другие исследования показывали падение объемов торгов NFT-токенами на десятки и даже сотни процентов по сравнению с 2021 годом.

Задним числом всегда легко объяснить причины любого краха. В случае NFT, как обычно, можно навскидку назвать немало таких причин. Но подчеркнем главную из них: дело в том, что все это было именно пирамидой! Большинство активных участников NFT-рынка с самого начала не интересовались искусством вообще.

NFT-лоты покупали только для того, чтобы как можно скорее перепродать дороже новым участникам рынка. Когда поток новичков, поддавшихся стартовому ажиотажу, иссяк, пирамида немедленно рухнула

Впрочем, есть еще несколько причин обрушения цифровой пирамиды.

Во-первых, NFT-токен — это не собственно арт-объект, а только запись в блокчейне, содержащая ссылку на медиафайл. Сам же файл хранится в интернете на некоем сервере. И кто-то вдруг выключит этот сервер — исчезнет и «искусство». Такая мысль не могла не волновать приобретателей NFT-активов.

Во-вторых, тысячи NFT-объектов создавались без разрешения авторов. Платформы вроде OpenSea были завалены жалобами: предметы искусства беззастенчиво копировались и токенизировались. Плагиаторы продавали чужие работы при посредничестве NFT-бирж, чья деятельность из-за этого выглядела весьма неоднозначно.

В-третьих, сыграли значимую роль претензии весьма влиятельных в тот момент экологических активистов: генерация NFT-токенов на базе Ethereum требует колоссальных объемов энергии. Производство каждого нового токена означает выбросы CO2, эквивалентные сотне километров пробега автомобиля. А ведь художники, как и большинство людей искусства, часто придерживаются левых политических взглядов. В том числе сочувствуют экологической повестке. Информация о вреде, который наносит природе использование технологий NFT, не могла не вызывать у множества художников чувство разочарования.

Повлиял и непредвиденный внешний фактор — банкротство в конце 2022 года крупнейшей криптовалютной биржи FTX. Оно привело к резкому снижению курса Ethereum, вследствие чего ликвидность NFT-площадок значительно сократилась.

Еще об одной немаловажной причине крушения NFT-идеи рассказывает Ольга Дворецкая: «Коллекционеры стали использовать NFT как инвестиционный актив. Торопились перепродать, форсировали естественные темпы рынка. Айтишники немедленно обратили внимание на эту тенденцию и вывели на арт-рынок своих продвинутых ботов. Они принялись раскачивать рынок: плодить фейковые аккаунты, постить от их имени сообщения о мегавыгодных сделках. Боты со все нарастающей скоростью перепродавали друг другу NFT-лоты, симулируя рост их цены. А когда на рынок приходили доверчивые люди и платили реальные деньги, эти деньги сразу выводились с рынка. После этого боты исчезали, а купленные доверчивыми людьми NFT-лоты мгновенно теряли в цене. И тогда живые участники рынка начали сливать свои NFT-активы. Это было похоже на финал „тюльпановой лихорадки“ в XVII веке».

К 2024–2025 годам, по данным биржевых агрегаторов, рынок NFT схлопнулся почти полностью. Большинство NFT-проектов прекратили существование, а коллекционеры остались с неликвидными активами.

Рукописи не горят

На сегодняшний день технологии NFT никуда не делись, но сильно видоизменились. Рынок оздоровился, очистился от спекуляций, а выжившие проекты обрели реальный смысл. Токенизация теперь применяется не хайпа ради, а прежде всего для аутентификации и цифровой сертификации. Музеи и архивы используют NFT для подтверждения подлинности цифровых копий произведений. Художники нового поколения применяют блокчейн для заключения так называемых смарт-контрактов — по ним автор произведения получает не только разовое вознаграждение, но и долю в доходах от будущих перепродаж, и другие возможности, например право на участие во всех мероприятиях, связанных с произведением. В музыкальной индустрии NFT становятся подтверждением принадлежности к авторским сообществам вроде клубной карты.

Возможно, в недалеком будущем NFT-технологии сделаются основным стандартом и необходимым средством подтверждения авторства и права владения для любого произведения искусства

Крупные аукционные дома — такие как Christie’s и Sotheby’s — используют собственные NFT-платформы, ориентированные на сотрудничество с признанными художниками. Многие музеи (British Museum, Louvre Abu Dhabi и другие) применяют NFT-технологии для архивирования официальных цифровых копий произведений искусства.

«Сегодня NFT постепенно становится одним из стандартных, конвенциональных инструментов арт-рынка, — считает Дмитрий Беляков-Романов. — Он очень эффективен, например, для защиты авторских прав на цифровые объекты. Многие сделки на классическом арт-рынке теперь в обязательном порядке дублируются блокчейном. В серьезных музеях проводится полная токенизация их собраний. Многие галереи оснащают свои актуальные коллекции NFT-атрибутами».

...Спустя несколько лет NFT-безумия, его провозвестник Beeple продолжает работать — теперь уже с галереями и физическими пространствами. Его выставки проходят в Музее современного искусства в Нью-Йорке, а новые работы, как пишут в каталогах, «сочетают физические скульптуры и цифровые слои, зашифрованные в блокчейне».

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Технологии, 12 авг 20:08
В США отказываются от технологии, давно забытой в России
Технологии, 30 июн 09:00
Готовится перечень сервисов с искусственным интеллектом
Технологии, 3 июн 20:36
Как на юбилейном ЦИПРе обсуждали импортозамещение и ИИ
Технологии, 18 фев 16:00
Как технологии повышают эффективность управления недвижимостью
Свежие материалы
От солнечного мира до атомного взрыва
Фильмы о ядерной войне и ее последствиях, которые надо посмотреть
Подкупает отечественное
Финансы,
Обещание налоговых льгот привело к подорожанию акций ИТ-компаний