Интервью

В чем секрет корейских сериалов

Почему К-драмы оказались так востребованы в мире

В чем секрет корейских сериалов
Кадр: сериал «Игра в кальмара»/Netflix
После премьеры «Игры в кальмара», по подсчетам издания Wrap, корейские дорамы принесли Netflix $3,4 млрд. Новый сезон сериала оказался еще более успешным, собрав в первые 4 дня показа рекордные 68 млн просмотров. Однако в России бешенной популярности других дорам не наблюдается.

Невероятный успех «Игры в кальмара» — в 2021 г. сериал возглавил топ самых просматриваемых шоу в 90 странах мира — стал по-настоящему переломным моментом в международной судьбе корейских сериалов. Издание Wrap отмечает рост спроса на дорамы, в том числе в регионе EMEA (включающий в себя Европу, в том числе Россию, Ближний Восток и Африку), и даже в Латинской Америке, до сих пор отдававших предпочтение, помимо своих собственных, турецким сериалам.

Чтобы прийти к ситуации, когда внезапно возникает флагманский проект, обеспечивающий прорыв, за которым следуют все остальные, корейским кинематографистам пришлось прилагать усилия больше двух десятилетий. В интервью «Эксперту» научный сотрудник Центра корейских исследований Института Китая и современной Азии РАН Мария Осетрова рассказала, что ставка на сериалы в Корее была сделана еще в конце 1990-х: «Корейские кинематографисты снимали простые, незатейливые сюжеты, но уже тогда были заложены основы феномена корейских сериалов, который мы сейчас наблюдаем. Это были романтические, иногда даже приторные истории, где даже поцелуй в кадре случался далеко не сразу, но они выступали противовесом западному кинематографу с его ярко выраженными сексапильностью и агрессивностью. И это сработало как фактор, привлекающий в том числе зарубежную аудиторию, на тот момент еще только в Японии. Затем сюжеты становились всё более сложными, при этом нарочитый романтизм сохранялся. Так формировался стиль корейских сериалов».

Успех «Игры в кальмара» возник не на пустом месте. Ему предшествовал триумф фильма «Паразиты», неожиданно для всех получившего четыре «Оскара» в 2020 г. По словам Марии Осетровой, еще в начале 2000-х корейские кинематографисты поняли, что внутренний рынок слишком мал, чтобы обеспечивать полноценное развитие индустрии: «В Корее сначала сделали ставку на товары массового потребления, а потом стали производить на экспорт массовую культуру. Государственные структуры в Корее не занимаются ее прямым международным продвижением, они создают условия для того, чтобы оно было эффективным, помогая в том числе с локализацией продукта, с юридическими нюансами. Успех корейской массовой культуры за рубежом — плод коллективных усилий. Это происходит в том числе и благодаря тому, что корейские компании конкурируют между собой, что стимулирует их совершенствоваться. Продвижение корейских сериалов могут поддерживать крупные бизнес-компании, потому что так они делают свою продукцию более узнаваемой: она появляется на экране и таким образом привлекает внимание потребителей. Один из примеров — корейская еда, которая становится все более популярной благодаря тому, что ее потребляют герои сериалов. Совокупность всех этих факторов работает на международное продвижение корейской массовой культуры».

«Игра в кальмара» с начала января остается лидером индекса Кинопоиск Pro, измеряющего популярность сериалов в России. Второму сезону удалось привлечь внимание российских зрителей даже в отсутствие легального к нему доступа.

И все же «Игра в кальмара» в России — это отдельный феномен. По данным онлайн-кинотеатра Start, интерес к другим корейским дорамам не слишком велик. Другие сервисы тоже не делают ставку на корейские сериалы, не попадающие в топ самых просматриваемых проектов. Их появление в онлайн-кинотеатрах не становится событием. Корейские сериалы изначально ориентированы на ту аудиторию, у которой уже сформировался вкус к К-драмам. До сих пор в российском прокате не появился корейский фильм, который смог бы привлечь внимание массовой аудитории. Даже оскароносные «Паразиты» по кассовым сборам в российском прокате не вышли за пределы 100 млн рублей.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Культура, 10 мая 11:00
Что покажут стриминговые платформы в честь 80-летия Победы
Культура, 10 мая 10:00
Евгений Марчелли поставил гоголевскую «Женитьбу»
Культура, 3 мая 11:00
Премия «Белый квадрат» объявила победителей
Культура, 26 апр 12:00
Программный директор ММКФ Иван Кудрявцев о прошедшем фестивале
Свежие материалы
«Газпром» убавил огонь инвесторов
Финансы,
Геополитические риски и корпоративные новости стимулировали распродажи акций
МФО меняют количество на качество
Финансы,
Как ужесточение регулирования меняет рынок микрозаймов
Василий Шпак: «В применении БАС должна появиться экономика»
Мнения,
Замглавы Минпромторга о развитии беспилотных систем в России