Невероятный успех «Игры в кальмара» — в 2021 г. сериал возглавил топ самых просматриваемых шоу в 90 странах мира — стал по-настоящему переломным моментом в международной судьбе корейских сериалов. Издание Wrap отмечает рост спроса на дорамы, в том числе в регионе EMEA (включающий в себя Европу, в том числе Россию, Ближний Восток и Африку), и даже в Латинской Америке, до сих пор отдававших предпочтение, помимо своих собственных, турецким сериалам.
Чтобы прийти к ситуации, когда внезапно возникает флагманский проект, обеспечивающий прорыв, за которым следуют все остальные, корейским кинематографистам пришлось прилагать усилия больше двух десятилетий. В интервью «Эксперту» научный сотрудник Центра корейских исследований Института Китая и современной Азии РАН Мария Осетрова рассказала, что ставка на сериалы в Корее была сделана еще в конце 1990-х: «Корейские кинематографисты снимали простые, незатейливые сюжеты, но уже тогда были заложены основы феномена корейских сериалов, который мы сейчас наблюдаем. Это были романтические, иногда даже приторные истории, где даже поцелуй в кадре случался далеко не сразу, но они выступали противовесом западному кинематографу с его ярко выраженными сексапильностью и агрессивностью. И это сработало как фактор, привлекающий в том числе зарубежную аудиторию, на тот момент еще только в Японии. Затем сюжеты становились всё более сложными, при этом нарочитый романтизм сохранялся. Так формировался стиль корейских сериалов».
Успех «Игры в кальмара» возник не на пустом месте. Ему предшествовал триумф фильма «Паразиты», неожиданно для всех получившего четыре «Оскара» в 2020 г. По словам Марии Осетровой, еще в начале 2000-х корейские кинематографисты поняли, что внутренний рынок слишком мал, чтобы обеспечивать полноценное развитие индустрии: «В Корее сначала сделали ставку на товары массового потребления, а потом стали производить на экспорт массовую культуру. Государственные структуры в Корее не занимаются ее прямым международным продвижением, они создают условия для того, чтобы оно было эффективным, помогая в том числе с локализацией продукта, с юридическими нюансами. Успех корейской массовой культуры за рубежом — плод коллективных усилий. Это происходит в том числе и благодаря тому, что корейские компании конкурируют между собой, что стимулирует их совершенствоваться. Продвижение корейских сериалов могут поддерживать крупные бизнес-компании, потому что так они делают свою продукцию более узнаваемой: она появляется на экране и таким образом привлекает внимание потребителей. Один из примеров — корейская еда, которая становится все более популярной благодаря тому, что ее потребляют герои сериалов. Совокупность всех этих факторов работает на международное продвижение корейской массовой культуры».
«Игра в кальмара» с начала января остается лидером индекса Кинопоиск Pro, измеряющего популярность сериалов в России. Второму сезону удалось привлечь внимание российских зрителей даже в отсутствие легального к нему доступа.
И все же «Игра в кальмара» в России — это отдельный феномен. По данным онлайн-кинотеатра Start, интерес к другим корейским дорамам не слишком велик. Другие сервисы тоже не делают ставку на корейские сериалы, не попадающие в топ самых просматриваемых проектов. Их появление в онлайн-кинотеатрах не становится событием. Корейские сериалы изначально ориентированы на ту аудиторию, у которой уже сформировался вкус к К-драмам. До сих пор в российском прокате не появился корейский фильм, который смог бы привлечь внимание массовой аудитории. Даже оскароносные «Паразиты» по кассовым сборам в российском прокате не вышли за пределы 100 млн рублей.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag