Интервью

Колбаса говорит сама за себя

В Китае массово подделывают российские товары

Колбаса говорит сама за себя
Фото: IMAGO/CFOTO
В декабре и начале января китайские надзорные органы провели массовые «зачистки» своих предприятий торговли от товаров, якобы произведенных в РФ. Формально правообладателя у словосочетания «Сделано в России» нет, но неверно указанную страну происхождения китайские регуляторы трактуют как введение в заблуждение потребителя и нарушение его прав.

China News Network сообщила, что в Шанхае было выявлено 47 предприятий, торгующих поддельными «российскими» товарами. На другом конце страны, в городе Чэнду выявлено 72 так нызываемых «павильона русских товаров». Работа большинства этих магазинов приостановлена.

Самая распространенная практика — снабжение китайских товаров русскоязычными этикетками, причем написанных в традиция раннего Aliexpress. Так в интернете завирусилось видео с одним из таких товаров — колбасой «Кукурузная кишка охотника» (еще были обнаружены колбасы «Русский вкус бычья кишка», «Русский вкус рублевой кишки» и просто «Кишечная»), а также сосисками «Воспоминания Катюши».

Под видом российских часто продают товары, которые вообще не производятся в России, — колбаса из говяжьих сухожилий, конфеты из дуриана (тропический фрукт из Юго-Восточной Азии).

Реже подделывают реально существующие российские торговые марки и товарные знаки. Так, в правительстве Приморья жаловались, что китайский суррогат на рынке КНР выдают за импортированные из РФ шоколад «Аленка», мед «Пчелка», колбасы «Ратимир», печенье «Шебекинское» и др. Впрочем, Китай за последние годы заметно продвинулся в вопросе защиты коммерческих товарных знаков и сейчас на внутреннем рынке контрафакт уже не так легко найти.

Советник практики таможенного права и международной торговли BGP Litigation Александр Кирильченко считает, что само по себе словосочетание «Сделано в России» (как и любой другой страны мира) не может являться товарным знаком или указанием места происхождения товара (как, скажем, «Вологодское масло») и под защиту как товарный знак не подпадает. «Но страну происхождения необходимо указывать на этикетке товара. Государственные органы, которые контролируют качество продукции, за этим следят», — говорит он.

Юрист практики юридического консультирования по вопросам интеллектуальной собственности Kept Евгений Богомолов уверен, что ложное указание страны происхождения продукции является как нарушением прав потребителя, так и фактом недобросовестной конкуренции: «Если на товаре указано, что он произведен в РФ, а фактически — в Китае, потребитель вводится в заблуждение и может делать свой выбор на основании недостоверной информации, предоставленной производителем. В Китае, как и в России, существует законодательство о защите прав потребителей, и за его нарушение, в том числе в виде указания ложного места происхождения товара, предусмотрена ответственность. Кроме того, антимонопольное законодательство государств предусматривает прямой запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение потребителей», — заявил он «Эксперту».

Продавцам реальных российских товаров в Китае сложно конкурировать с торговцами подделками: у последних нет издержек на логистику и таможенное оформление, да и себестоимость продукции ниже.

Глава комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенёв поблагодарил надзорные органы КНР за их борьбу за справедливое представление российских товаров на китайском рынке. «Думаю, что как раз это и формирует для нас окно возможностей фактически на неограниченном рынке с огромными ресурсами, заинтересованном в том числе и в расширении связей», — завил он RT.

Волну фальсификата породил рост популярности и узнаваемости российской продукции, считают в Российском экспортном центре (РЭЦ).

РЭЦ — государственная структура, которая призвана помогать производителям осваивать зарубежные рынки, а также в целом повышать популярность российских товаров. Для этого РЭЦ использует товарный знак национального бренда «Сделано в России» — не просто словосочетание, а визуальный образ: «птичку» в цветах триколора. Этот образ подлежит защите наряду с коммерческими товарными знаками. РЭЦ развивает систему добровольной сертификации (и выдачи «птички») при поддержке Росаккредитации, Роскачества, Роспатента и других партнеров для подтверждения качества продвигаемой за рубежом продукции. «Сертификация бесплатна и доступна производителям любой несырьевой неэнергетической продукции, которая соответствует требованиям системы сертификации. Российские производители уже получили сертификат более чем на 15 тыс. товарных позиций», — напоминают в РЭЦ.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
В мире, 22 дек 21:54
Аналитики оценили перспективы развития глобальной отрасли редкоземов
В мире, 3 сен 20:13
Президент России стал главным гостем торжества в Китае
В мире, 21 авг 19:16
80-летие Победы в Китае отметят масштабнее 250-летия американской армии
В мире, 13 июн 08:40
Разбираем слухи об изоляции лидера КНР Си Цзиньпина
Свежие материалы
Инвесторы выключают терминалы
Финансы,
Трейдеры боятся открывать новые позиции перед праздниками
Инженеры приручили моторы
Промышленность,
«Аэрофлот» начал выполнять сложный ремонт двигателей для Airbus и Boeing