Не съем, так понадкусываю
Согласно последнему отчету экологической программы ООН «Индекс утилизации продовольствия» (UNEP Food Waste Index Report 2024), в минувшем году на свалки была отправлена почти пятая часть всей произведенной в мире готовой пищевой продукции. Этот отчет в какой-то мере подстегнул «сознательные» бизнесы выступить с инициативами, которые должны снизит накал возмущения общественности тем, что в мире, где сегодня голодают 783 миллиона человек (прибавка в 122 млн за 5 последних лет) миллионы тонн еды разбазариваются.
Самой «отходопроизводящей» отраслью, в которой ежедневно выбрасываются на свалку миллионы тонн пригодной к употреблению еды, считается гостиничный бизнес и близкие к нему по бизнес-процессам круизные компании и кейтеринговые фирмы. Аналитики называют причиной такого расточительства систему «шведских столов», когда на помойки каждое утро отправляются продукты, которые гости не осилили за завтраком (вспомните свое последнее посещение турецкой гостиницы all inclusive).
Для придания себе позитивного имиджа эти бизнесы время от времени объявляют о разного рода инициативах по сокращению объемов уничтожения еды. Так, британская компания Winnow в июле сообщила, что разработала инструмент ИИ, который подсказывает управляющим гостиничного кейтеринга, сколько точно еды достаточно выложить для гостей, чтобы сократить количество невостребованных нарезок, салатов и булочек.
По заявлению главы Winnow Марка Зорнеса, этот инструмент «помогает получать точные данные о количестве избыточно приготовленной еды». По его словам, именно ошибки в подсчетах являются причиной того, что повара готовят больше еды, чем потребители в состоянии осилить. Компьютерный советник предлагает, в частности, уменьшать размер круассанов, нарезать лососину и фрукты более тонкими ломтиками и прочие столь же «радикальные» меры.
Сеть Hilton также пытается позиционировать себя сторонницей «разумного потребления» — она объявила о запуске линейки «зеленых завтраков» в 13 гостиницах в странах Ближнего Востока. По сравнению с обычными завтраками объемы недоеденной еды сокращены на 62%, утверждают отельеры. По их наблюдениям, чаще всего в отходы идут хлеб и выпечка, яйца, разного рода каши и печеные бобы.
Благодаря этой программе постояльцы могут успокаивать себя тем, что поедая «оптимизированные» по составу и размеру порции, они уменьшают свой углеродный след и тем самым вносят посильный вклад в борьбу с глобальными изменениями климата.
Но глава гостиничной сети Hilton по региону Евразии, Африки и Ближнего Востока Себастьян Нос прямо говорит, что никакие технологические новшества не решат проблему разбазаривания еды в богатых странах, жители которых привыкли к роскоши. «Как бы мы ни оптимизировали кейтеринг, мы не в состоянии изменить психологию потребителей, которые ожидают в наших гостиницах именно определенного уровня избыточности — в том числе и в размерах порций в ресторанах», — признается он.
Насильно голоден не будешь
Заметно сократить количество выбрасываемой на свалки агропродукции не получается по двум причинам, главная из которых — психология потребителя, подтверждает зампредседателя комитета по развитию АПК ТПП РФ Андрей Волков.
«Основная масса попадающей в отходы пищевой продукции поступает туда не на этапе транспортировки и не с магазинных складов. Она поступает туда из домашних холодильников. К сожалению, идеология консьюмеризма в этой части проявляется наиболее выпукло: люди в богатых странах тратят на еду очень небольшой процент своих доходов и поэтому могут себе позволить покупать в супермаркетах больше продуктов, чем им в самом деле надо физиологически. Я вижу единственный способ прекратить разбазаривание еды в этой части „пищевой цепочки“ через запрет агрессивной рекламы продтоваров, особенно вредных — чипсов, сладких напитков и т.д.», — сказал он «Эксперту».
С тем, что заставить людей покупать меньше еды, если им это позволяет кошелек, принудительно невозможно, согласен и руководитель офиса UNEP в РФ Владимир Мошкало.
«Власти же не станут вводить, как это было в советское время, правило — по две порции товара в одни руки. Моментального решения этой проблемы не существует — только через настойчивую пропаганду экологического сознания, изменения культуры потребления у населения. Но это не гарантированный путь — я по своей семье знаю, как сложно бывает отказаться от покупки чего-то вкусненького, особенно когда это красиво упаковано», — сказал он «Эксперту».
Произвести, чтобы уничтожить
Критики уверены, что все новомодные высокотехнологичные приспособления — это не более чем пиар-упражнения, поскольку причина бессмысленного перепроизводства продуктов в современном мире кроется не в ошибках прогнозирования, а в преднамеренной маркетинговой политике как производителей продуктов, так и ритейлеров. Те же, в свою очередь, вынуждают правительства своих стран вести сельскохозяйственную политику, которая углубляет пропасть между странами, где есть избыток продовольствия, и странами, которые не знают, что такое продовольственная безопасность.
В ООН приводят цифру, что в бедных странах люди тратят на еду 50— 80% своих доходов. А рекордсменом по разбазариванию еды являются США, где, по данным издания The Business Insider, на свалки отправляется до 40% всей производимой еды.
Американские аналитики считают причиной такого расточительства как высокую эффективность национального сельского хозяйства, так и традиционно огромные порции в американском общепите. Из-за комбинации этих факторов американцы заработали сомнительную славу самой ожиревшей нации в мире. Но вопрос «есть или не есть» — проблема не одних только американцев. Перепроизводство и последующая утилизация продуктов ведет к увеличенному потреблению пресной воды, вырубке лесов и прочим экологическим кризисам, которые не знают национальных границ. Как утверждают эксперты Продовольственной программы ООН (FAO), 28% всех сельскохозяйственных земель в развитых странах работают «на свалку».
По оценкам UNEP, в минувшем году во всем мире на свалки отправилось свыше 1,1 млрд тонн готовой еды (или в денежном выражении, по данным ВБ, на $1 трлн). Из этого объема примерно 30% отходов было произведено в гостиничной отрасли. При таких масштабах выбросов говорить, что какие-либо инструменты ИИ способны исправить положение точечным регулированием на гостиничных кухнях, просто смешно.
Съедобное золото
Разбазаривание продуктов — это не только вопрос социальной несправедливости. В UNEP подсчитали, что разлагающаяся на свалках органика создает углеродный след в объеме 10% от общемировых выбросов (это пятикратно превышает выбросы всей мировой гражданской авиации). Причина в том, что большая часть выброшенной еды в мире утилизируется на открытых полигонах, а не перерабатывается экологически безвредными способами.
В том числе из-за негативных экологических эффектов перепроизводства продовольствия его снижение на 50% к 2030 г. отнесено ООН к одной из задач устойчивого развития (SDG 12.3). В докладе за 2024 г. подчеркивается, что большинство стран, муниципалитетов, бизнесов ни на шаг не приблизились к поставленной задаче за период с публикации предыдущего такого доклада в 2021 г.
Прошлый год стал первым годом в истории, когда количество жителей планеты, страдающих от ожирения, превысило число людей, живущих на грани голода. Это логичным образом порождает проекты перераспределения избыточных запасов продовольствия из богатых стран в бедные — или, на национальном уровне, в пользу малоимущих слоев населения, указывает Андрей Волков.
«Хотя это вполне очевидный вариант, сделать это, в том числе и в России, не позволяет существующая налоговая политика. Ритейлер, который передаст невостребованные продукты в благотворительные фонды, понесет убыток в размере НДС, который он заплатил как за реализованный товар. Поэтому надо принимать закон, который обеспечит ритейлерам возврат НДС за товары, переданные в рамках гуманитарной помощи», — считает он.
Перераспределение избытков продовольствия из богатых стран в бедные тоже экономически и логистически маловероятно, поскольку к моменту прибытия туда они станут «золотыми», сомневается Владимир Мошкало.
«Получается очень громоздкая и затратная цепочка. Если от ритейлера в какие-то фудбанки непроданную продукцию еще можно доставлять на локальном уровне, то на международном уровне сделать это не так просто. Придется как-то организовывать сбор еды в какие-то центры, оттуда организованно везти их за моря. Учитывая, что такие продукты уже и так находятся на окончании срока годности, к моменту доставки их конечному потребителю их уже нельзя будет употреблять в пищу. Да и стоимость такой логистики окажется заоблачной. Кто будет ее оплачивать? У потребителей в бедных странах точно не хватит на это средств», — предупреждает он.