Доклад парламентской комиссии по Беслану, который должен был быть обнародован еще вчера, все еще не готов. Александр Торшин, вице-спикер Совета федерации, возглавляющий комиссию, считает, что рано пока ставить точку в расследовании: и свидетелям, и парламентариям есть еще что сказать о трагедии, развернувшейся два года назад в школе №1 города Беслана. Связано это и с тем, что комиссия намерена более детально проработать альтернативный доклад депутата Юрия Савельева «Беслан: правда заложников», представленный широкой общественности 28 августа.
Официальный доклад парламентской комиссии, впрочем, был опубликован вчера, 21 сентября, на сайте «ПравдаБеслана.Ру», с примечанием, что «текст уже давно находится у многих российских и иностранных журналистов», и создатель сайта Марина Литвинович приняла решение обнародовать текст по состоянию на 29 июня 2006 года. «Мы считаем, что теракт в Беслане, его расследование, а также работа парламентской комиссии не может скрываться от общественности в силу чудовищности преступления и количества невинных жертв», отмечается в пояснительной записке к докладу на «ПравдеБеслана.Ру» Однако сам Торшин поспешил отметить, что в опубликованном тексте «много спекуляций, много фальшивок» и стоит все-таки подождать официального доклада. Точных сроков его появления, увы, пока никто назвать не может.
Есть претензии у комиссии и к «альтернативному докладу» Савельева. Активисты внесистемной оппозиции, активно использующие тему Беслана для критики власти, считают этот доклад своим главным аргументом, утверждая, что в гибели заложников виновны не боевики, захватившие школу, а участники штурма и штаб операции. Однако занимающиеся расследованием парламентарии не столь категоричны. «Юрий Савельев проделал гигантскую работу, собрал огромное количество материалов. В тексте своего доклада он делает очень много верных выводов, руководствуясь, однако, ложными посылами», - сообщил «Эксперту Online» депутат-единоросс Виталий Маргелов, также входящий в комиссию по расследованию. Он отметил, что с докладом Савельева ведется работа и в целом парламентарии продолжают свое расследование, что же до попыток определенных политических сил использовать савельевский текст в качестве обвинительного заключения, то тут все дело лишь «в умелой раскрутке». Кто именно занимается подобной раскруткой, Маргелов уточнять не стал.
Главную претензию к докладу Савельева высказал сегодня спикер Совета Федерации Сергей Миронов. «Я считаю, что Юрий Савельев, наверное, из лучших побуждений сделал абсолютно неверные выводы, отталкиваясь от первого неправильного посыла. Он взял видеосъемку с места события и считает, что к печальным последствиям привел некий первый выстрел. Видно, на пленке, которую он смотрел, не было таймера», - передает слова спикера «Интерфакс». Он подчеркнул, что комиссия специально запросила видеозапись американских корреспондентов, у которых на пленке есть таймер, и там видно с точностью до секунды, когда происходили те или иные события. «Ошибка Савельева в том, что он принял выстрел, который произошел спустя два часа, за первый, и на этом строится вся его гипотеза. Когда ко мне пришел Александр Торшин и сообщил об этой ошибке Савельева, я предложил доказать ему это в выводах своей комиссии», - сообщил спикер. Торшин, в свою очередь, высказал претензии к еще одному моменту в докладе Савельева, касающемуся обстрела школы с вертолетов. По его словам, ни один человек не сможет себе представить, как к школе абсолютно незамеченным мог подлететь вертолет с полным вооружением на борту - так, чтобы даже его шум не был зафиксирован ни одной из проводившихся съемок. При этом Торшин подчеркнул, что «каждый из членов комиссии имеет право на собственную точку зрения».
Сам Юрий Савельев в интервью «Эксперту Online» сообщил, что не стоит обращать серьезного внимания на эпизод с вертолетом. «Это всего лишь мое соображение, я не смог найти точку на земле, с которой мог быть произведен выстрел, так, чтобы образовалась дыра в крыше, подобная той, что имеет место в школе №1, - отметил депутат. - Я также провел анализ показаний бывших заложников, данных в суде, под присягой, я ничего не придумывал сам, анализировал лишь официальные документы». Претензий со стороны комиссии он, конечно, не отрицает, однако совместная работа продолжается, сейчас докладом Савельева заинтересовалась Генеральная прокуратура (замгенпрокурора выступал вчера на заседании комиссии), а на следующей неделе депутат собирается представить последнюю, седьмую часть доклада, посвященную захвату школы. И никакой жесткой критики власти; в интервью журналистам Савельев обычно не высказывает сомнений в том, что в гибели трехсот с лишним заложников виноваты все-таки террористы, а не российские власти.
Сомневаются и не устают это повторять лишь профессиональные борцы за «правду Беслана». Председатель организации «Голос Беслана» Элла Кесаева сообщила «Эксперту Online», что она вполне ожидала, что у комиссии к докладу Савельева появятся претензии. «Комиссия избрала путь зачисток. Позиция Миронова и Торшина ведь понятна: скрыть преступления ФСБ, не рассказать людям, что случилось, а защитить власть», - сообщила госпожа Кесаева. «Савельев проявил себя настоящим патриотом и гражданином, не побоявшись опубликовать в своем докладе всю правду о трагедии в Беслане. Он сделал научный доклад, а мы его поддерживаем и знаем, что каждое слово доклада – правда», - добавила она. Впрочем, скорее всего, это все же не совсем та правда, которую хотел донести Савельев и которая будет в конце концов опубликована в официальной версии доклада.
Что же до «секретности», про которую так любят говорить противники Торшина, то принято решение, что никакой секретной части в докладе не будет. Весь доклад - схемы, карты, документы, приложения - будет открытым и публичным. Понадобится какое- то время, чтобы сделать это в полиграфии, но в интернете доклад появится в день передачи его в палаты российского парламента. С ним сможет ознакомиться каждый. «А иначе смысл парламентской комиссии и той работы, которую она проделала, теряется», - отметил Сергей Миронов.