Все началось действительно 11 сентября. В этот день председатель совета директоров Telecom Italia Марко Тронкетти Провера неожиданно заявил о реформировании своей корпорации. Главной новостью стало отделение от компании его сотового подразделения Telecom Italia Mobile - самого крупного в Италии оператора мобильной связи. Для всех финансовых и бизнес-аналитиков это прозвучало так же неожиданно и шокирующе, как и американские события пятилетней давности. Ведь обрушена вся стратегия группы, направленная на конвергенцию фиксированной и сотовой связи.
Всего 20 месяцев назад сам Тронкетти Провера объединил Telecom Italia и Telecom Italia Mobile (TIM) в один холдинг, скупив 44% акций TIM за 21 млрд евро (TI уже владе 56% акций TIM). Наличие сотового подразделения делало Telecom Italia универсальной телекоммуникационной компанией, предоставляющей услуги сотовой связи, традиционной телефонии и широкополосного доступа в интернет. По схожему пути конвергенции пошли и другие европейские гиганты - Deutsche Telekom, France Telecom и Telefonica. Но это поглощение не принесло ожидаемого роста доходов. Долги Telecom Italia уже составляют более 43 млрд евро (по некоторым данным, около 50 млрд евро). Поэтому отделение самого доходного подразделения корпорации (в первом полугодии показатель EBITDA TIM составил 2,5 млрд евро) все восприняли как выставление его на продажу. Это вызвало необычайный ажиотаж среди политиков, а профсоюзы обещали бессрочную забастовку.
Итальянский премьер Романо Проди заявил, что Тронкетти Провера не проинформировал его лично о таком серьезном шаге. Защищаясь, менеджер парировал, что правительство знало обо всем заранее и, более того, хотело отобрать у него главный актив, сети связи, и что на столе у него 6 сентября появилось досье о реорганизации компании с запиской от экономического советника Проди Анджело Ровати. Тронкетти Провера, хотя и неявно, обвинил правительство во вмешательство в бизнес частной компании, и поэтому он был вынужден действовать незамедлительно со «своим» планом. Чтобы избежать конфронтации, после этого он подал в отставку. Его место занял адвокат Гуидо Росси, «спаситель» итальянского футбола. Лишился своего поста и Ровати, который принял удар на себя, заявив что досье Telecom Italia было его собственной инициативой и имелось всего две копии: одна осталась у него, другую он послал Тронкетти Провера.
Некоторые газеты предполагают, что у Проди быди тайные планы поменять собственников Telecom Italia в сговоре с Goldman Sachs или другими близкими к Проди банками.
Сильвио Берлускони подозревает, что Романо Проди знал как о досье своего помощника, так и о планах Тронкетти Провера, и Проди попросту говорит неправду. «В любой другой стране в такой ситуации премьер-министр подал бы в отставку», - высказал он свое потаенное желание.
И вот вчера Проди пришел в парламент. Десять раз оппозиция прерывала Проди, но он с профессорской выдержкой начинал с прерванной фразы. Заседание парламента пришлось прервать на 40 минут, чтобы призвать депутатов к порядку (итальянцы наблюдали все это по прямой трансляции). Проди еще раз подчеркнул, что он не знал о готовившемся досье его помощника и с его отставкой этот вопрос закрыт. Кроме этого, не знал он и о планах бывшего первого лица Telecom Italia. Подчеркнув, что менеджмент итальянского оператора связи не обязан рассказывать о своих планах, Проди с удивлением заметил, что за несколько дней до этого сам Тронкетти Провера напросился на встречу и даже не намекнул о готовившейся реорганизации. «Вырабатывать стратегии и планы частной компании - занятие ее менеджеров, а не правительства, но ясно, что правительство не может быть безучастно к судьбе такой важной для страны компании, как Telecom». Критикуя стратегию группы, он подчеркнул, что Telecom была вынуждена продать почти все свои европейские активы.
Коснулся он и вопроса о незаконном прослушивании телефонных разговоров - скандала, разгоревшегося еще летом, в котором оказались замешаны менеджеры Telecom Italia и Pirelli (президентом последней является все тот же Тронкетти Провера). 20 сентября были арестованы более 20 менеджеров этих компаний. Оказалось что они слушали разговоры политиков, бизнесменов и простых граждан без санкции прокуратуры. «Использование незаконного прослушивания нарушает фундаментальные права граждан и свободу и демократию этой страны», компетентные органы работают и «правительство надеется что результаты появятся в короткий срок».
Но страсти не утихли. Джулио Тремонти, экс-министр экономики в правительстве Берлускони, выступая в дебатах, заявил: «Проди в этом зале не сказал правду и поэтому не может больше управлять правительством». Другие депутаты от оппозиции считают, что Проди «рассказывал сказки». Сильвио Берлускони комментирует так: "У меня нет слов. Не было никакого объяснения ни оппозиции, ни большинству, ни всей стране». Хочется надеяться, что в сенате Проди будет понят лучше, ведь со школьной скамьи мы знаем, что повторенье – мать ученья".
Так что политики не пришли к единому мнению. Но бизнес не может ждать. В любом случае есть большая вероятность продажи TIM и его бразильской сотовой "дочки" TIM Participacoes. Один из претендентов - американский инвестиционный фонд Carlyle. Бывший президент TIM Марко Де Бенедетти, возглавляющий итальянский офис Carlyle, был бы не против вернуться на прежнее место. Ходили слухи и об интересе американского медиамагната Руперта Мердока, но он отказался. Вероятно, деньги нашлись бы и у некоторых российских компаний, но вряд ли это вызовет положительную реакцию общественности. Единственным «национальным героем», который может спасти одну из лучших итальянских компаний от попадания в иностранные руки, может стать Сильвио Берлускони, но вряд ли такой расклад понравится действующему правительству. Вопреки прогнозам аналитиков новый председатель совета директоров Росси заявил, что Telecom Italia - здоровая компания и не собирается продавать ТIM.
Несмотря на огромный долг и необходимость продавать свои активы, Telecom Italia сделала еще один странный шаг. 17 сентября она подписала соглашение о приобретении AOL Germany, немецкого подразделения Time Warner. Сделка обойдется Telecom Italia в 675 млн евро наличными и увеличит количество ее интернет-абонентов на 2,4 млн. С учетом этого приобретения, количество немецких абонентов Telecom Italia достигнет 3,2 млн., что сделает ее вторым по величине интернет-провайдером в Германии. Общее количество пользователей услуг широкополосного доступа, обслуживаемых компанией в европейских странах, составит порядка 9 млн. «Это приобретение знаменует собой следующий шаг в осуществлении стратегии Telecom Italia, направленной на развитие широкополосного доступа и предоставление информационных услуг на международном уровне», - заявил Риккардо Руджеро, президент компании. Это еще раз доказывает тот факт, что итальянской компании надо срочно вырабатывать долговременную внятную стратегию.