Прокуратура Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) возбудила уголовное дело в отношении главы ЗАО "Роспан интернешнл", "дочки" ТНК--BP. В Генпрокуратуре РФ сообщили, что дело возбуждено по ч. 1 ст. 171 УК РФ (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требований и условий, сопряженное с извлечением дохода в крупном размере).
Проблемы у ТНК--BP появились после того, как депутат Госдумы Антон Баков и обозреватель интернет-издания «Общая газета» Артем Головичев обратились в Генпрокуратуру с запросом о деятельности «Роспан интернешнл». В обращении говорилось, что предусмотренных законодательством о недрах оснований для выдачи лицензий «Роспану» на разработку Восточно-Уренгойского нефтегазового месторождения нет. Также говорилось, что «предоставленный по лицензии СЛХ 10846 HP от 29 декабря 1999 года участок недр не имеет статуса горного отвода, что исключает возможность добычи полезных ископаемых на данном участке».
Генпрокуратура согласилась с авторами запроса, заявив, что указанные нарушения подтвердились.
Но это еще не все, обвинение прозвучало не только в адрес "дочки" ТНК, но и в адрес всей материнской компании. В конце октября глава Министерства природных ресурсов РФ Юрий Трутнев назвал российско-британскую ТНК--BP худшей нефтекомпанией. Хотя сделал уточнение: с точки зрения использования скважинного фонда. «ТНК--BP в вопросе использования скважин -- лидер в плохом смысле», -- сказал министр.
В ТНК--ВР отказались комментировать нападки на компанию. «Все, что мы скажем, может быть истолковано против нас», -- заявил источник в компании.
Однако эксперты полагают, что таким образом государство хочет надавить на компанию, дабы она отдала «Газпрому» Ковыктинское газоконденсатное месторождение с огромными запасами газа -- 1,9 трлн куб. м, которое принадлежит "дочке" ТНК--BP ОАО «Русиа Петролеум». "Возможно, основная причина возбуждения уголовного дела -- разногласие между ТНК--BP и правительством в лице его экономического агента "Газпрома" в отношении освоения и владения проектом Ковыкты", -- считает аналитик «Атона» Стивен Дашевский.
Ковыктинскому газоконденсатному месторождению, расположенному в Жигаловском районе в трехстах километрах севернее Иркутска, почти двадцать лет. Заговорили о нем еще в советские годы, когда в результате доразведки стало понятно, что это одно из крупнейших в России месторождений природного газа. Однако тогда газ Ковыкты просто некуда было девать. Несомненно, близлежащие Иркутск, Красноярск, Чита и Улан-Удэ нуждались в газификации. Тем не менее разработка крупного месторождения и создание в Восточной Сибири инфраструктуры требовали огромных вложений, которые делали газификацию этих территорий золотой. Строить газопровод для продажи сырья на Запад также было невыгодно, поскольку намного западнее Иркутска добывался тюменский газ, уже подключенный к экспортной трубе.
В начале 90-х годов прошлого века о Ковыкте вспомнили -- ситуацию подогрело возобновление российско-китайских отношений. Китай -- одна из самых быстроразвивающихся стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), сосед и давний торговый партнер России. Газовый рынок КНР стал быстро развиваться, и стало понятно, что ковыктинский газ будет там очень востребованным. Но судьба иркутского газа стала приобретать реальные очертания лишь в конце 1997 года. Тогда руководство British Petroleum (BP) приобрело 10% акций "Сиданко" за 571 млн долларов и таким образом получило контроль над "Русиа Петролеум".
ТНК присоединилась к проекту в 2000 году, приобретя пакет акций "Русиа Петролеум" и доведя его со временем до блокирующего. В середине февраля 2003 года компании ТНК и ВР создали холдинг, и сейчас объединенная компания ТНК--BP владеет 62% акций "Русиа Петролеум" (25 и 11,2% принадлежит "Интерросу" и иркутским областным властям). «В соответствии с лицензией начало поставок газа было запланировано на 2006 год», -- рассказывают в ТНК--BP.
Вариантов эксплуатации месторождения могло быть три: экспорт в страны АТР, газификация Иркутской области и переработка газа. Наиболее привлекательным, конечно же, был признан первый вариант -- самый дешевый. Осенью 2003 года "Русиа Петролеум", Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) и Корейская газовая корпорация (Kogas) подписали международное технико-экономическое обоснование (МТЭО) разработки Ковыктинского газоконденсатного месторождения. По этому документу ежегодные поставки природного газа из Иркутской области в Северо-Восточный Китай должны были бы составить 12 млрд кубометров, в Северный Китай -- 8 млрд, в Южную Корею -- 10 млрд кубометров. Транспортировка газа должна была начаться в 2008 году, чтобы не позднее 2017-го выйти на стабильный уровень поставок -- 30 млрд кубометров ежегодно (порядка 6 трлн долларов).
Но тут компания столкнулась с проблемой -- экспортировать газ может только «Газпром» (раньше это было неофициальное правило, теперь оно закреплено в законе об экспорте газа). Несмотря на то что совладелец ТНК--ВР Виктор Вексельберг предложил отдать трубопровод «Газпрому», компания на это не согласилась, пожелав получить большую часть прибыли от всего бизнеса. «Газпром» фактически заблокировал разработанный ТНК--ВР проект, предусматривающий экспорт газа в страны АТР. Второй вариант освоения месторождения -- газификация Иркутской области (менее привлекательный, ведь внутренние цены на газ в четыре раза ниже экспортных) -- также оказался на грани срыва. Новый губернатор области Александр Тишанин активно поддерживает план «Газпрома», предусматривающий снабжение региона газом не Ковыкты, а малых и средних месторождений.
Что касается третьего варианта, то он попросту самый непривлекательный для компании, требующий огромных вложений с меньшей чистой прибылью.
Столкнувшись с такой ситуацией (тем более что Минприроды неоднократно угрожало отозвать у «Русиа Петролеум» лицензию, ведь разработка месторождения не ведется), ТНК--BP решила пойти на компромисс, в марте приняв решение продать «Газпрому» 51-процентную долю в Ковыктинском месторождении. Тем самым ТНК--BP надеялась сдвинуть с мертвой точки реализацию проекта. По словам г-на Вексельберга, "Газпром" мог бы оплатить свою долю деньгами. Но «Газпром» не устроил и этот вариант. Судя по всему, предполагают аналитики, он хочет получить контроль над Ковыктой, не заплатив ни копейки.
«Мы ожидаем, что перспективы полномасштабной разработки Ковыктинского месторождения будут определены при доработке в конце этого -- начале следующего года и последующем принятии правительством РФ программы по развитию газовой отрасли Восточной Сибири и Дальнего Востока России», -- сообщил «Эксперту Online» директор по развитию газового бизнеса компании ТНК-ВР Олег Румянцев.
Очевидно, что перевес на стороне «Газпрома», тем более сейчас, когда друг президента BP лорда Джона Брауна премьер-министр Великобритании Тони Блэр заявил об отставке, и, возможно, уже не имеет смысла трепетно соблюдать интересы английского акционера ТНК--BP. А отобрать лицензию у «Русиа Петролеум» в следующем году будет очень просто -- месторождение не разрабатывается в утвержденные сроки.