Поиски новой стратегии у менеджмента компании продолжались более полугода. А искать ее пришлось из-за изменений условия регулирования на рынке. До 1 июля 2006 «Скайлинк» позиционировал свои телефоны, работающие по экзотической технологии CDMA-450, как вторую трубку для состоятельного человека. Мол, международный роуминг и понты -- это для стандарта GSM, а чтобы много и дешево разговаривать дома – это наш странноватый, зато недорогой «Скайлинк». Компания сделала ставку на безлимитные тарифные планы – самые дешевые на рынке. И дела у нее шли в целом неплохо: ежемесячный голосовой трафик абонентов исчислялся тысячами минут, а ARPU (ежемесячный доход с абонента) зашкаливал за 60 долларов (для сравнения у «Вымпелкома» и МТС этот показатель колеблется в районе 7--9 долларов). Но 1 июля 2006 года вступили в силу поправки в закон «О связи», провозгласившие принцип «все входящие бесплатно», то есть с этого момента за все разговоры по сотовому платил только один абонент – тот, кто звонил . Этот принцип повлек за собой целую революцию во взаиморасчетах между операторами. Операторы «большой тройки» (МТС, «Вымпелком» и «Мегафон») изменили ставку, которую они платят друг другу за звонки своих абонентов на чужие сети (интерконнект). Новая ставка интерконнекта (более рубля за минуту) оказалась в несколько раз выше прежней -- около 1 цента. Активно рекламируемые «Скайлинком» безлимитные тарифы в таких условиях оказались тотчас же нерентабельны. Причем некоторые особо активные абоненты могли приносить компании свыше десяти долларов убытка в месяц на один контракт. «Принцип CPP (calling party pays – "платит звонящий") похоронил наш бизнес-кейс», -- сказал тогда в сердцах один из руководителей компании. Была в прежней стратегии и еще одна червоточинка – охватывая своими сетями крупные города, «Скайлинк» в первую очередь переманивал своими выгодными безлимитными тарифами «тяжелых» абонентов операторов «большой тройки», в числе которых едва ли не больше всех было клиентов МТС, имеющего общего со «Скайлинком» акционера – АФК «Система». Выходило, что одна рука бьет по другой, и это несколько тревожило акционеров обоих компаний.
Новая стратегия предполагает отказ от акцента на дешевую голосовую связь. Взамен этого «Скайлинк» будет позиционироваться в первую очередь как оператор широкополосного мобильного интернета. В Москве и Санкт-Петербурге компания уже усовершенствовала свою сеть, и сейчас используемая в ней технология EV-DO позволяет передавать данные с теоретически максимальной скоростью до 2,4 мбит в секунду. Наибольший интерес к новым возможностям проявили москвичи – по данным за декабрь 2006 года, 60% всех новых подключений в Москве были к тарифу Sky Turbo, ориентированного на передачу данных.
На первый взгляд, новая стратегия выглядит прагматично. Во-первых, передача данных в сети «Скайлинка» -- бизнес более доходный, чем передача голоса, ведь в случае звонков в «чужие» сети компания вынуждена платить за интерконнект. «Едва ли не все, что мы получаем от передачи данных, идет в маржу», -- радуется Александр Нестеров, генеральный директор компании. Во-вторых, выход из борьбы за голосовой трафик «тяжелых» абонентов должен смягчить конкуренцию между «Скайлинком» и МТС – по крайней мере, в тех регионах, куда «Скайлинк» будет либо выходить впервые, либо выводить тариф Sky Turbo. Более того, новая стратегия допускает даже создание конвергентных услуг в партнерстве с МТС. Такой пункт есть и в прогнозе Леонида Меламеда, президента МТС, на 2007 год. По словам Александра Пиотровского, заместителя генерального директора по стратегическому маркетингу «Скайлинка», в Россию уже поступили несколько сотен двухмодовых трубок компании Ubiquam – U-520, способных работать сразу в двух режимах: в сети CDMA-450 («Скайлинк») передавать и голос, и данные, а там, где покрытия CDMA-450 нет, переключаться на передачу голоса в сетях GSM (МТС). Впрочем, как признал г-н Пиотровский, в телефонах используется начинка от Quallcomm, ведущего разработчика технологии CDMA, не слишком опытного в стандарте GSM, поэтому во всем, что касается GSM, терминалы еще требуют серьезной доработки.
Как отмечает менеджмент компании, терминалы – это ее главное узкое место сегодня. Из 25 трубок, представленных на рынке, лишь четыре поддерживают EV-DO, что уж говорить про неработающие пока двухмодовые и двухдиапазонные модели. Но не только в терминалах дело, есть и не менее серьезные вопросы.
Так, ставя своей целью выйти с передачей данных на массовый рынок, компания должна иметь серьезный запас прочности по емкости своих сетей. Как рассказали корреспонденту «Эксперта» в Латвии, где местный оператор Telekom Baltija, работающий под брендом Triatel, попробовал реализовать подобную стратегию, абоненты широкополосного мобильного доступа имеют склонность использовать свои терминалы совсем не так, как прогнозирует менеджмент оператора. Речь идет вот о чем: мобильный интернет сам по себе предполагает сегодня не так уж много приложений, удобных для использования именно в мобильном режиме. Проверка почты, интернет-мессенджеры, случайный поиск по нескольким веб-страничкам – вот, наверное, и все. Высокая скорость придает им комфортность, но совсем не является критической. В Латвии произошло неожиданное: разрекламированные Triatel высокие скорости побудили абонентов подключаться к сети CDMA-450, чтобы качать «тяжелый» контент (то есть занимающий много мегабайт или даже гигабайт) из пиратских файлообменных сетей (в Латвии наиболее популярна сеть DC++). А при таких масштабах закачки случайный трафик превращается в непрерывный, нагрузка на сеть стремительно растет, и в результате качество и скорость соединения стали резко падать и оператор был вынужден закрыть возможность обмена файлами в своей сети. Это, в свою очередь, вызвало разочарование абонентов. «Скайлинк», как рассказал Александр Пиотровский, готов к такому сценарию и уже сейчас рассматривает различные решения производителей оборудования по ограничению определенных видов интернет-трафика. Понравится ли такой подход абонентам?
Другой серьезный вопрос – конкуренция с операторами сетей GSM. Казалось бы, только-только «Скайлинк» дистанцировался от политически опасной темы войны за «тяжелых» абонентов МТС, как менеджмент компании снова проговаривается. «Мы будем отъедать печень у "большой тройки"», -- признается Александр Пиотровский. Речь идет о тех абонентах, кто недоволен передачей данных в сетях GSM, на основе технологии GPRS или EDGE (более продвинутого варианта с более высокими скоростями). GPRS и даже EDGE, который операторы «большой тройки» развернули уже почти по всей стране, и правда, до сих пор работает не блестяще – скорость нестабильна, да и не так высока, как обещают маркетинговые предложения. И все же сегодня «отъедание печени» у операторов GSM будет весьма условным, ведь пользователи GRPS, среди которых большинство банально скачивают мобильный контент, используют для выхода в интернет свои трубки, а не ноутбуки. Они ходят по wap-сайтам на экранчиках своих телефонов, скачивают картинки и рингтоны, и лишь единицы наиболее продвинутых соединяют свои трубки с ноутбуками для полноценного поиска в интренете. А прелесть услуг «Скайлинка» прежде всего в возможности скоростного доступа в интернет для владельцев ноутбуков. Так что конкуренция в этой сфере может возникнуть лишь в долгосрочной перспективе, когда операторы нынешнего GSM начнут разворачивать свои сети в стандарте UMTS, конкурс на лицензии для которого пройдет уже весной этого года. Развертывание сетей третьего поколения сместит акцент операторов с передачи голоса на передачу данных – и вот тут-то «Скайлинк» и МТС снова столкнутся.
Полагаясь на мобильную передачу данных, «Скайлинк» будет вынужден пересечься и с еще одной группой конкурентов – операторами сетей Wi-Fi. Так, Golden Telecom в Москве буквально на днях запустил в коммерческую эксплуатацию свою сеть Golden WiFi, доступную более чем в трети всех московских зданий, расположенных в основном в центре, с безлимитным тарифом всего 500 рублей в месяц. На этом фоне для любого владельца ноутбука цены «Скайлинка» куда менее конкурентоспособны. Получается, что предложение компании подойдет отнюдь не всем. «Скайлинк» также намерен охватить своими услугами так называемых «отказников», тех, кого по каким-либо причинам не удовлетворили условия фиксированных операторов. В московском регионе, по оценкам менеджмента, таковых порядка 400 тыс. человек, а в целом по России рынок может составить до 400 млн долларов. Но в провинции у «Скайлинка» пока нет EV-DO, а в крупных городах достаточно высоки темпы развития и ADSL, и оптических сетей, что подстегивает падение цен на доступ в интернет. Насколько конкурентоспособными окажутся цены компании на трафик при развитии конкуренции между операторами фиксированного доступа?
Наконец, последний вопрос почти философский. Как признает Александр Пиотровский, еще ни в одной стране Старого и Нового Света ни один мобильный оператор не смог достичь планки в 50% дохода от передачи данных, рекордный результат – 30--35%. У «Скайлинка» сегодня – не более 20%. Так что сама возможность достижения такой амбициозной цели также под вопросом.
Как бы то ни было, новая стратегия должна получить серьезную оценку акционеров компании – АФК «Система» и офшорной компании Carmarthen, за которой стоят структуры датского юриста Джеффри Гальмонда, причисляемого к группе питерских связистов. Оба акционера в конце 2005 года заключили рамочное соглашение, по условиям которого право формировать команду менеджмента и управлять «Скайлинком» остается целиком у «Системы», но с несколькими оговорками. Во-первых, компания должна была по итогам 2006 года достигнуть нескольких целевых показателей, и во-вторых, если этого не случается, «Система» полностью выкупает «Скайлинк» и выплачивает своему партнеру неустойку. Как стало известно «Эксперту», среди целевых показателей был размер абонентской базы – в диапазоне между 450 и 500 тыс. абонентов. По итогам 2006 года «Скайлинк» набрал лишь около 440 тыс., то есть с задачей не справился. Что касается ряда финансовых показателей, также закрепленных соглашением, то, как рассказал нам осведомленный источник, по некоторым из них «Скайлинк» задачу даже перевыполнил. Так что положение выглядит несколько неопределенно, по-видимому, судьба компании будет решена в кулуарных переговорах весной, когда «Скайлинк» предоставит акционерам свою официальную отчетность за 2006 год. Если вспомнить о том, что крупнейший акционер АФК «Система» Владимир Евтушенков предпочитает сохранять в своих компаниях полный контроль, а не быть лишь одним из нескольких акционеров (как, например, «Альфа»), то легко предположить, что компания целиком перейдет в его руки, а значит, нынешняя команда «Скайлинка» останется у руля.