Гражданские деньги

Вера Холмогорова
7 августа 2007, 20:02

Шесть общественных неправительственных организаций, получивших месяц назад от президента гранты, объявили о начале конкурса на раздачу их нуждающимся в господдержке НКО. Организаторы конкурса обещают: денег гражданскому обществу достанется больше, а контроль со стороны властей станет меньше.

Согласно распоряжению президента от 30 июня, на господдержку НКО, «участвующих в развитии институтов гражданского общества», в 2007 году из федерального бюджета выделено более 1,2 млрд рублей. Распределять их поручено шести неправительственным организациям: фонду «Знание» (270 млн рублей на проекты образования и культуры), организации «В поддержку гражданского общества» (проекты по защите прав и свобод человека; 135,8 млн), Лиге здоровья нации (150 млн на пропаганду здорового образа жизни), Национальному благотворительному фонду (поддержка малоимущих и социально не защищенных граждан; 400 млн), фонду подготовки кадрового резерва «Государственный клуб» (230 млн на поддержку молодежных организаций) и Институту общественного проектирования  -- им досталось 60 млн на социологические исследования и мониторинг состояния гражданского общества в стране.

Участвовать в конкурсе на президентские деньги могут организации, зарегистрированные в России, существующие не менее одного года, не находящиеся в процессе ликвидации или реорганизации и «реально осуществляющие социально значимую деятельность». Как отметил на пресс-конференции руководитель Лиги здоровья нации Лео Бокерия, прием заявок «начинается фактически с завтрашнего дня». Все необходимые для участия в конкурсе материалы в ближайшее время будут размещены на интернет-сайтах организаций-грантодателей и опубликованы в «Российской газете» и в «Коммерсанте». Времени на подачу заявок у НКО не так много: например, претендующие на гранты от Института общественного проектирования должны прислать материалы до 28 сентября, а итоги конкурса планируется подвести 31 октября. Ожидается, что в ноябре организации уже смогут получить свои деньги. Правда, стоит отметить, что и реализованы проекты должны быть в сжатые сроки – до 15 декабря 2008 года.

Впрочем, есть для желающих получить бюджетное финансирование своих проектов и некоторые ограничения. Так, к участию в конкурсе не допускаются организации, возглавляемые членами конкурсных и отборочных комиссий, а также их ближайшими родственниками. Зато нет никаких ограничений для НКО, получающих деньги из-за рубежа. В заявке организация будет обязана указать источники своего финансирования, однако критерием отбора это, по словам организаторов, являться не будет. Не скажутся на результатах конкурса и политические убеждения претендентов, был бы проект полезным. Например, в прошлом году деньги от президента получило молодежное движение «ДА», возглавляемое Марией Гайдар, -- довольно активный участник московской оппозиционной тусовки. Никто не мешает оппозиции представить свои проекты и сейчас, особенно если подойти с выдумкой: может быть, Гарри Каспарову стоит предложить свои идеи по организации досугов молодежи Анатолию Карпову, вместе с «Гражданским клубом» отвечающим за молодежную политику?

Осенью всем претендентам предстоит пройти отборочную комиссию, победителей при помощи голосования определят конкурсные комиссии. Ожидается, что в них войдут представители Общественной палаты, независимые эксперты и представители власти (как сотрудники администрации президента, так и сотрудники профильных министерств). Впрочем, каждой из шести НПО формирование этих комиссий еще придется завершить, так что окончательные имена общественных деятелей и чиновников на пресс-конференции названы не были. Однако директор Института общественного проектирования Валерий Фадеев особо подчеркнул, что конечные списки не будут утверждаться ни в Администрации президента, ни Общественной палате. Деньги победителям выдавать будут тоже сами НПО, ранее заключившие договор с Управлением делами президента, в соответствии с которым и осуществляется субсидирование. Никакой отмашки «сверху» конечным получателям грантов уже не потребуется.

Естественно, что никаких конкретных сумм, которые получит та или иная организация, пока назвать нельзя. «Распределители» денег, оценив значимость проекта, могут предоставить запрашиваемую организацией сумму, а могут и сократить ее. «Но мы должны не только провести конкурс, но и тщательно потом контролировать, насколько действительно реально используются средства», -- добавил глава фонда «Знание» Константин Фролов.

Очевидно, что уследить за всеми распределенными деньгами не получится, да и вряд ли это необходимо. «Конечно, КПД тех денег, которые любое государство тратит на институты гражданского общества, невелик. Совершенно ясно, что с какой-то точки зрения часть денег будет потрачена зря. Но потому и нельзя подходить совсем утилитарно. Если мы начнем оценивать каждый проект -- как там потрачены денежки, то у нас ничего не получится и вообще все деньги будут потрачены зря», -- заметил Фадеев. По его мнению, «залогом» эффективного распределения средств на конкурсах является состав конкурсных комиссий -- «это авторитетные люди, которые имеют свое представление о том, что важно для гражданского общества и для развития страны. Знают тех людей, которые предъявляют претензии на гранты».

Вся процедура распределения бюджетных средств, во всяком случае по замыслу, будет максимально прозрачной и открытой. В этом и заключается ее главное отличие ее прошлогодней, когда полмиллиарда рублей, впервые выделенных государством на развитие гражданского общества, под Новый год раздал президент. Общественная палата и полпредства главы государства в федеральных округах лишь представили свои рекомендации. Не всех рекомендовали, не всем хватило. Нарекания вызывал и тот факт, что руководителями многих организаций, рекомендованных ОП президенту, оказались сами члены Палаты. Сами себя профинансировали -- нехорошо как-то, в общем. Выработанный в этом году новый механизм распределения бюджетных средств должен помочь таких проблем избежать. «Гражданский сектор» постепенно сам научится регулировать распределение бюджетных средств на развитие общественных проектов, что уже давно является нормальной практикой на Западе. Ни в США, ни в Европе ничего удивительного в том, что часть средств на поддержку НКО выделяет государство, нет.

Тем более, деньги, сейчас выделяемые российским бюджетом, зачастую несравнимы с затратами иных иностранных фондов. Фадеев напомнил, что американская организация USAID «тратила в 90-е годы в России сотни миллионов долларов в год. Сейчас затраты меньше, но это тоже многие десятки миллионов долларов. Многие частные фонды, работающие в России, тратят десятки миллионов долларов примерно на те же цели». Так почему государству не вложить деньги в поддержку своих же некоммерческих организаций, решительно непонятно. Если опыт распределения средств окажется успешным, то, по прогнозам, в следующем году гражданское общество получит от государства уже полтора миллиарда рублей, а в 2009-м – два. Общественники спорят, много это или мало, но если вспомнить, что еще недавно денег не выделялось вообще, то инвестиции в гражданское общество покажутся весьма серьезными.

Но без недовольных уже не обошлось. Борцы «с государством» уже заметили, что среди «распределителей» как-то подозрительно много членов ОП РФ: 4 организации из 6 возглавляют представители Палаты. После публикации распоряжения президента о выделении денег кто-то быстро «раскопал», что «некое, никому не известное» общество «Знание» находится по адресу «Лубянская площадь», и позвонил в ФСБ, желая узнать, зачем Путин опять дал деньги чекистам. В ФСБ свою связь с обществом категорически отрицали, что только подкрепило догадки. А еще одному институту в вину поставили то, что он не прославился ничем, кроме «организации тусовок» с одним кремлевским чиновником.

Впрочем, им никто не мешает представить свой проект и получить под него деньги. Если есть, конечно, что предлагать.