Распродажа туманного Альбиона

Денис Квасов
13 ноября 2007, 12:36

Российские компании не перестают прявлять интерес к приобретению производственных активов в Великобритании. Причем проблемы английского транспортного машиностроения оказываются на руку отечественным производителям, которые относительно недорого приобретают привлекательные предприятия, получая не только оборудование, но и технические разработки современного уровня. Решая таким наиболее оперативным способом проблему отставания от Запада в плане инжиниринга и технологий, российские компании пытаются противостоять натиску иностранных конкурентов, ведущих активную экспансию на российский рынок.

Следом за Группой ГАЗ, которая приобрела английскую компанию LDV и получила в результате оборудование бирмингемского завода и успешную модель коммерческого грузовичка Maxus, в игру вступил один из наиболее успешных игроков российского автопрома – ОАО «КамАЗ». Вчера «Интерфакс» со ссылкой на правительство Республики Татарстан сообщил о покупке набережночелнинским предприятием английского завода по производству тракторов марки McCormick. О приобретении завода сообщил премьер-министр Татарстана Рустам Минниханов в ходе встречи с представителями компании Claas в Ганновере, где проходит международная специализированная выставка сельскохозяйственной техники. «Сегодня ОАО "КамАЗ" уже имеет опыт совместного производства с зарубежными компаниями. КамАЗ способен производить трактора европейского уровня. Мы видим, каким спросом пользуется на российском рынке техника сельскохозяйственного назначения, и поэтому в России будет открыто производство тракторов на базе ОАО "КамАЗ"», -- приводит пресс-служба слова Минниханова.

Пресс-служба КамАЗа отмечает, что переговоры о покупке английского производителя действительно ведутся, однако сделка пока не закрыта окончательно и, соответственно, любые комментарии на эту тему преждевременны.

Но о возможности такого шага было известно давно. В 2002 году был разработан трактор КТ-240 К на базе узлов и агрегатов автомобиля КамАЗ. Но впоследствии компания избрала другой путь реализации проекта. С весны этого года для организации производства тракторов КамАЗ провел переговоры с шестью европейскими компаниями и выбрал сначала холдинг Argo SPA (Италия), выпускающий тракторы на заводах Landini (Италия) и McCormick (Англия). Сначала ставка делалась на итальянцев, однако производство так и не было запущено. Теперь речь идет о заводе в Великобритании. Причем именно у английской марки тракторов специалисты отметили наилучший баланс цена--качество. К тому же в Англии закрывается завод McCormick. Таким образом, КамАЗ сможет перевезти оттуда оборудование, оснастку и в сжатые сроки наладить сборку тракторов в Набережных Челнах. Очевидно, и стоимость сделки в этой ситуации удалось свести к минимуму.

Согласно бизнес-плану, на первом этапе – в 2008 году – планируется произвести 2,5 тыс. тракторов, на втором (2009 год) – уже 4 тыс. тракторов. О размере инвестиций в проект пока ничего не известно. Но в июне на совете директоров КамАЗа генеральный директор завода Сергей Когогин называл сумму 150 млн рублей. И говорил, что первую партию из 200 тракторов закупят хозяйства Татарстана. Проект интересен компании потому, говорил Когогин, что КамАЗ сможет обеспечить глубокий объем локализации производства (на трактора будут устанавливаться двигатели производства совместного предприятия «Камминз Кама»). «У меня нет никакого беспокойства по поводу конкуренции с другими производителями аналогичной техники. Сегодня самое главное – не произвести и продать, а обеспечить сервисное обслуживание. КамАЗ же обладает самой развитой сервисной сетью на территории России и СНГ, где новые трактора, как и вся камазовская техника, будут обеспечены качественным сервисом», -- отметил тогда же Сергей Когогин.

Основным конкурентом английских тракторов в Татарстане станет продукция совместного предприятия, созданного ОАО «ПО "ЕлАЗ"» и Минским тракторным заводом, которое на данный момент является крупнейшим в республике производителем таких сельхозмашин. С 2002 года ЕлАЗ по лицензионному соглашению с МТЗ осуществляет отверточную сборку сельскохозяйственных тракторов минского завода. По данным МТЗ, в следующем году СП намеревается нарастить мощности и собрать более 8 тыс. тракторов. В Татарстане – около 2 млн га земли, которые имеют своих собственников, в основном крупных. Они покупают мощную современную сельскохозяйственную технику, преимущественно западную. При этом возникают сложности с ее сервисным обслуживанием.

Еще в июне, выступая на совете директоров КамАЗа, Рустам Минниханов отметил, что тракторная техника, которая существует в стране сегодня, не в состоянии удовлетворить запросы покупателя, и в первую очередь сельского хозяйства. «Я не говорю, что белорусская техника плохая. Просто трактор не соответствует тем задачам и не может работать с широкозахватными многофункциональными агрегатами, которые нужны нам сегодня на полях», -- приводит слова премьер-министра РТ электронная газета Intertat.

Перспективы нового производства КамАЗа аналитики пока оценивают сдержанно. Несмотря на постоянный рост спроса в сегменте сельскохозяйственной техники, платежеспособных заказчиков в нем не так уж и много. Известно, что большая часть сельхозтехники обычно реализуется по лизингу. Если же сравнить темпы роста рынка тракторной техники и автомобильного рынка, то последний растет примерно в два-три раза быстрее (20% против 5--10% у тракторов).

ОАО «КамАЗ» — крупная автомобильная компания, включающая в себя 14 самостоятельных заводов, 9 из которых находятся в городе Набережные Челны (Татарстан). Компания выпускает широкую гамму грузовой техники: грузовые автомобили (более 30 моделей, свыше 400 комплектаций, автомобили с правым рулем), прицепы, автобусы, двигатели, силовые агрегаты, различный инструмент. Сейчас компания входит в первую десятку производителей грузовиков полной массой свыше 14 тонн и занимает 8-е место в мире по объемам выпуска дизельных двигателей. По итогам 2005 года доля ОАО «КамАЗ» на российском рынке составляет 36%. В 2006 году КамАЗ увеличил чистую прибыль по РСБУ в 5,4 раза до 721,1 млн рублей. В январе--сентябре 2007 года предприятие увеличило выручку по РСБУ на 36% до 64,6 млрд рублей, чистая прибыль компании за девять месяцев текущего года увеличилась в 29 раз и составила 6,2 млрд рублей. В январе--сентябре КамАЗ реализовал 38 тыс. грузовых автомобилей, что на 24,1% превышает показатель аналогичного периода прошлого года. Реализация грузовых автомобилей в прошлом году составила 43 тыс. 344 автомашины, что на 34% превышает уровень 2005 года.