Поморы Архангельской области считают, что власти региона не должны запрещать традиционный для этой малочисленной этнической группы промысел гренландского тюленя. «Согласно Конституции РФ, власть должна не запрещать, а защищать традиционный образ жизни поморов, которые являются коренной малочисленной общностью Севера. Администрация Архангельской области действовала незаконно, когда обратилась в правительство РФ с требованием запретить традиционный зверобойный промысел гренландского тюленя», – говорится в заявлении пресс-центра национально-культурного центра «Поморское возрождение».
В сообщении подчеркивается, что вместо поддержки традиций поморов все традиционные промыслы этой коренной малочисленной общности сегодня оказались под запретом, в том числе поморы лишены права на традиционное рыболовство: «власти заставляют коренных поморов ловить рыбу на правах приезжих рыбаков-спортсменов». Проблема поморов стоит остро уже не первый год. По итогам всероссийской переписи населения 2002 года в графе национальность поморами записали себя 6 575 коренных жителей Севера. Однако они не были включены в официальный перечень малочисленных народов Севера, из-за чего лишились права на исконную среду обитания и традиционный образ жизни (прежде всего – рыболовство) и на предоставление бесплатных квот на вылов рыбы. Экологи считают, что промысел морских млекопитающих может быть оправдан только в одном случае – если его осуществляют малочисленные коренные народы Севера. Раз поморы к ним не относятся, значит, права на промысел они не имеют.
Новое обострение конфликта связано с тем, что первый заместитель главы администрации Архангельской области Владимир Войков недавно направил официальное письмо руководителю Двино-Печорского территориального управления Госкомрыболовства России Геннадию Коровину с требованием не выдавать разрешения на промысел гренландского тюленя, а также отозвать выданные разрешения.
Председатель национально-культурного центра «Поморское возрождение» Иван Мосеев еще в прошлом году заявлял, что попытки экологов запретить промысел гренландского тюленя подрывают основы существования нашего малочисленного коренного народа Севера. «Наша беда лишь в том, что правительство России запретило включать поморов в перечень коренных малочисленных народов, а это значит, что наш промысел не признается традиционным и мы не защищены законом. Но разве ненцы не забивают новорожденных оленят? Почему экологи выбрали в качестве жертвы поморов? Чей заказ они выполняют? Ведь на Севере убить белька значит спасти помора», – говорил Мосеев. По его мнению, в селах беломорского побережья зверобойный промысел на сегодняшний день – единственный реальный способ выжить. В противном случае в ближайшие десятилетия побережье окончательно обезлюдеет. К тому же гренландскому тюленю как биологическому виду вымирание не грозит, на добычу тюленей установлены жесткие квоты; в то же время чрезмерно размножившиеся ластоногие уничтожают рыбные запасы Белого моря.