Семь изгибов на версту

Александр Попов
13 октября 2008, 15:07

По долгу службы этой осенью я как-то зачастил ездить из Новосибирска в Томск и обратно. Эти два города разделяет примерно 250 км. В пересчете на время – примерно три часа езды. Знаю летунов, умудрявшихся тратить на поездку и два часа. У самого ни разу не получалось совершить такой подвиг.

Новосибирск – самый крупный город за Уралом по количеству населения – располагается в центре уникальной межрегиональной агломерации. Примерно на одинаковом расстоянии от него находятся столицы трех субъектов федерации: Барнаул (Алтайский край), Томск (Томская область) и Кемерово (Кузбасс). Дорога в Барнаул начинается с Академгородка: минуя Бердск, вы попадаете на трассу, которая периодически становится двухполосной. А поскольку дорога эта по неведомой мне причине грузовым транспортом загружена не сильно (особенно – после Искитима, в котором располагается крупный цементный завод), поездка в столицу Алтайского края проходит легко и непринужденно. Есть на этой трассе, конечно, неприятные участки. Но где их нет?

Дорога в Томск и Кемерово (во всяком случае та трасса, которой я привык пользоваться) примерно полторы сотни километров – одна. Затем тем, кто едет в «Сибирские Афины», надо будет свернуть налево. А тем, кто в столицу угольного края, – ехать прямо. Трасса пролегает по сельскохозяйственным массивам: с боков от дороги вы, если сможете, ничего интересного, кроме бескрайних полей и небольших, словно островки, пролесков, не увидите. Правда, иногда дорога оказывается как будто вырублена в сосновом бору – с двух сторон асфальт подпирают сосны и ели, и через воздушный фильтр в мокрый осенний день в салон машины попадают специфические запахи, напоминающие о новогодних праздниках. Но в целом эта трасса обладает как минимум тремя существенными изъянами.

Прежде всего, почти на всем протяжении она – двухполосная. То есть одна полоса идет в одну сторону, другая – в обратную. И хотя обгон почти везде разрешен, сделать это бывает очень трудно. Из-за того что по этой дороге бесконечно двигаются огромные фуры, часто идущие колоннами. Да еще и в большинстве случаев – навстречу друг другу. Трафик здесь всегда солидный, поэтому порою приходится плестись десятки километров в дыму грузовиков, постоянно высовываясь на встречку в надежде увидеть ее свободной. Горячие головы на солидных дорогих иномарках, иногда сдуру, иногда от быдловатой наглости, иногда от потери терпения, бросаются навстречу летящим в лоб автомобилям, сворачивая на свою полосу буквально за минуту до столкновения. Умиляет в этой ситуации одно: водитель, который движется на своего отчаянного коллегу, не тормозит, а начинает мигать фарами и, как мне кажется, еще сильнее давит на педаль газа. Еще более захватывающе эти маневры выглядят ночью, когда машины летят друг на друга в кромешной тьме. Свет у всех разный, к тому же некоторые считают, что раз уж включили дальний, то выключать его не обязаны… В общем, восстание машин на отдельно взятых участках этой дороги случается очень часто.

Второй изъян трассы – ее неровности. Конечно, за минувшие годы прогресс в дорожном строительстве ощущается. Есть участки, довольно длинные, которые автомобиль словно пролетает. Но их мало. Особенно на территории Новосибирской области, а ведь это как минимум половина пути. Получше ситуация в Кузбассе. Исправляется и на томской земле. Но все еще очень медленно. И потому порою приходится крепче держать руль, поскольку машина на высокой скорости начинает напоминать взбесившуюся собаку – просто потому, что попадает на участок с качеством покрытия типа «гладильная доска».

Наконец, еще один недостаток этой дороги – в ее финальных точках. Только в Томске и Барнауле, закончив многочасовой полет, вы почти сразу попадаете на главную улицу города – Ленина. В Кемерове, чтобы выехать на проспект Советский, придется покружить по невзрачному частному сектору. Там легко заблудиться, особенно если вы приезжаете в этот суровый город впервые. Еще хуже ситуация в Новосибирске. Меня до сих пор удивляет тот факт, что, вкладывая средства в ремонт участков на трассе, в обустройство въездов в сам город прогресса пока не ощущается. Да и выездов тоже. В итоге после активной езды на высокой скорости водителю приходится резко перестраиваться на медленное движение в тесном потоке желающих попасть в столицу Сибири…

Тем не менее поездки между этими городами – занятие хоть и утомляющее, но интересное. Только два факта напоследок. Первый – толерантность наших граждан за эти три часа познается на собственной шкуре. Когда медленно ползущая фура, словно издеваясь, не дает себя обогнать. Или летящий навстречу водила, несмотря на твои мигания дальним светом, свой принципиально не отключает… Что и говорить, любят водители друг друга. Второй факт – столичность Новосибирска после посещения его соседей ощущается сразу. По ширине внутригородских магистралей, по высоте зданий. Чем они шире и выше, тем крупнее город.