И хочется, и колется

11 ноября 2008, 14:53

Несмотря на финансовый кризис и нехватку оборотных средств, АвтоВАЗ не намерен отказываться от покупки Ижевского автозавода. Как известно, тольяттинский автогигант и группа СОК уже договорились о сумме сделки в 357 млн долларов, и в октябре планировалось ее закрыть, однако финансовый кризис внес свои коррективы. По некоторым данным, в условиях нехватки оборотных средств АвтоВАЗ ищет альтернативные варианты финансирования сделки. Часть покупки завод готов оплатить активами дилерского холдинга «Лада-сервис», правда, окончательных решений о структуре сделки еще не принято. Напомним, в сентябре АвтоВАЗ объявил о намерении продать эту дочернюю компанию, но в октябре отказался от этих планов.

У группы СОК тоже есть дилерский бизнес – она владеет компанией Sokia, объединяющей 119 сертифицированных дилеров Kia в 78 городах России (на конец сентября) и ряд дилерских центров, продающих автомобили других марок. «Мы считаем это логичной сделкой для группы СОК, поскольку она еще летом решила продать свой основной производственный актив. Видимо, группа решила все же сосредоточиться на продаже автомобилей, а в будущем может диверсифицировать свою деятельность за счет активной торговли запчастями и подержанными автомобилями», – приводит комментарий аналитика ИК «Брокеркредитсервис» Севастьяна Козицына официальное сообщение компании. В условиях кризиса эксперты оценивают «Лада-сервис» целиком в 150 млн долларов, тогда как в обычной ситуации стоимость актива могла превысить 500 млн долларов. Тем не менее аналитики считают, что для СОКа схема сделки с обменом на холдинг невыгодна из-за низкой рентабельности дилерского бизнеса. С другой стороны, стоимость «Иж-авто» более 300 млн долларов в условиях кризиса выглядит завышенной, поэтому АвтоВАЗу стоит повременить с покупкой. По этой причине сделка может вообще не состояться.

Намерения топ-менеджмента АвтоВАЗа свидетельствуют о том, что понимание всей неоднозначности сложившейся на рынке ситуации в вазовской высотке заводоуправления присутствует. Дело в том, что кризис, больно ударивший по авторынку, в то же время открывает некоторые новые перспективы для тольяттинского автогиганта. В условиях, когда мировые автопроизводители хватаются за голову и сбиваются со счета, подбивая убытки, активные действия по расширению модельного ряда (в партнерстве с Renault) и увеличение производства за счет новых моделей могут привести к росту доли АвтоВАЗа на российском рынке. А для решения этих задач предприятию нужны дополнительные мощности. В этом свете покупка «Иж-авто» вопреки (а может быть, как раз и благодаря) финансовому кризису приобретает большее значение. Что же касается формы сделки и условий расчета, то представляется, что АвтоВАЗ вполне в состоянии изыскать требуемую сумму. Так, например, согласно подписанным в конце октября между ВТБ и АвтоВАЗом кредитным соглашениям, банк предоставил автоконцерну финансирование в объеме 4 млрд рублей на срок 12 месяцев с целью пополнения оборотных средств. Банк охотно кредитует автозавод даже в текущих непростых условиях, что стало результатом долгого сотрудничества. Оно активно развивается с 2002 года. За прошедший период сторонами был реализован ряд сделок, в том числе по финансированию поставок концерну импортного оборудования. Кроме того, ВТБ выступил в качестве организатора четырех облигационных займов предприятия общим объемом 14 млрд рублей. В настоящее время на группу компаний ОАО «АвтоВАЗ» банком установлен единый лимит кредитования в сумме 17 млрд рублей с максимальным сроком операций до семи лет. Вероятно, и Сбербанк, и другие финансовые структуры, близкие государству, не откажут крупнейшему отечественному автопроизводителю в помощи, тем более что премьер-министр России Владимир Путин буквально вчера на встрече с представителями банковского сектора, мягко выражаясь, рекомендовал банкирам не выводить деньги за рубеж, а вкладывать их в поддержку отечественной экономики. В этой связи обмен «Иж-авто» на сбытовой холдинг представляется далеко не единственным и, вероятно, не лучшим вариантом финансирования сделки АвтоВАЗом.