С произволом сетевиков будет покончено?

Москва, 25.06.2009
Похоже, в самое ближайшее время в Госдуме встретятся два законопроекта по регулированию торговой деятельности, и наведение порядка в торговой сфере будет проходить в добрых традициях соцреализма, то есть борьбы хорошего с лучшим. Но каков бы ни был исход этой борьбы, очевидно: легкой жизни сетевиков пришел конец.

4 июня 2009 года депутатами Государственной думы и членами Совета федерации на рассмотрение нижней палаты парламента внесен законопроект «Об организации торговой деятельности на потребительском рынке» (предполагаемая дата вступления в силу – 1 января 2010 года). Фактически в документе прописываются юридические запреты на сложившуюся сегодня практику взаимоотношений между сетевыми торговыми организациями и поставщиками.

А 24 июня по итогам совещания с членами правительства премьер-министр РФ Владимир Путин распорядился доработать и в течение десяти дней внести в Госдуму проект закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» (этот документ довольно давно зрел в недрах Минпромторга и уже был обнародован на сайте ведомства).

Сравнивать документы, пока они еще существуют только в проектах, – дело неблагодарное, тем более что второй из вышеперечисленных за десять дней доработки может измениться до неузнаваемости. Но сейчас их основные черты прослеживаются достаточно четко.

Если первый (депутатский) больше касается деятельности сетевиков и направлен на конкретизацию и ужесточение правил в этой части рынка, то второй (министерский) в своем нынешнем виде ориентирован скорее на защиту интересов отечественных производителей и по большому счету для потребителей не так важен. Иными словами, сейчас сферы регулирования у этих двух проектов несколько не совпадают.

Ценообразование

Одним из ключевых моментов проекта депутатского законопроекта представляется вопрос регулирования ценообразования. Так, в нем продекларировано, что организатор торговой деятельности на потребительском рынке самостоятельно устанавливает цены на розничную продажу товаров. Но при этом правительству РФ предоставлено право установления максимального размера торговой наценки на продовольственные и медицинские товары. Одновременно запрещается установление торговой наценки на товары ниже цены производителя, то есть отрицательной торговой наценки.

В проекте Минпромторга также предлагается закрепить право хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, самостоятельно устанавливать цены на товары, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральными законами применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые государственными органами. Предусматривается закрепление полномочий правительства устанавливать порядок регулирования государственными органами цен, однако в перечне полномочий правительства не прописано право устанавливать максимальный размер торговых наценок, как это сделано в проекте депутатов.

Отношения с оптовыми поставщиками

Очевидно намерение авторов депутатского законопроекта покончить с практикой, при которой сетевики диктуют правила ведения бизнеса своим поставщикам (в частности, это касается норм для «входа» в сеть, определения ассортимента, цен на право поставки товара). Для исключения злоупотреблений в этой сфере проект закона устанавливает, в частности, следующие обязанности сетевых организаций при взаимодействии с оптовыми поставщиками:

  • заключать договоры без требования платы (доступ к объектам сетевой торговой организации);
  • самостоятельно нести расходы, связанные с открытием новых торговых объектов или изменением их внутреннего вида, организацией рекламных акций, оплатой торгового персонала, разработкой нового дизайна упаковки и пр.;
  • размещать товары в торговом зале без какой-либо оплаты со стороны лица, осуществляющего оптовую торговлю;
  • без дополнительной оплаты вводить в ассортимент новый товар, предлагаемый лицом, осуществляющим оптовую торговлю;
  • не назначать какое-либо лицо, осуществляющее оптовую торговлю, ответственным за поставки определенной категории товаров в обмен на предоставление ему льгот и преимуществ по отношению к иным поставщикам.

Подобные нормы в отношении сетевиков в проекте Минпромторга не предусмотрены.

Условия договоров

Учитывая, что договоры между сетевыми торговыми организациями с их поставщиками часто содержат условия, противоречащие вышеперечисленным нормам, предполагается, что с момента вступления в силу нового закона они будут являться ничтожными. Также ничтожными должны признаваться следующие условия действующих договоров:

  • условия, ставящие заключение договора в зависимость от встречного приобретения каких-либо товаров, работ, услуг, взносов в пользу благотворительных организаций;
  • условия о дополнительном вознаграждении в пользу сетевой торговой организации за достижение или превышение устанавливаемого сетевой торговой организацией уровня товарооборота либо увеличение динамики товарооборота;
  • условия о дополнительном вознаграждении сетевой торговой организации при недостижении сетевой торговой организацией запланированного маржинального дохода, условие о гарантии маржинальной доходности сетевой торговой организации.

Предусмотрена обязанность для сетевых торговых организаций публиковать информацию об условиях заключения договоров поставки или контрактации на сайте в сети Интернет, а также предоставлять бесплатно по запросу любого лица, осуществляющего оптовую торговлю, информацию об условиях заключения данной сетевой торговой организацией договоров поставки (контрактации).

Также законопроектом закрепляются полномочия правительства РФ устанавливать типовые договоры между поставщиками продовольственных товаров и торговыми сетями.

Положения, предписывающие включать в договоры поставки определенные условия, есть и в проекте закона Минпромторга. При этом эти положения предполагается распространить на хозяйствующих субъектов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), осуществляющих торговую деятельность продовольственными товарами отечественных производителей. Так, например, предлагается законодательно закрепить срок оплаты по таким договорам (не более 30 дней, а в некоторых случаях – не более 14 дней, размер неустойки за нарушение договора, ограничения на возврат товаров).

Антимонопольное регулирование

В настоящее время, согласно действующему законодательству, ни одна торговая сеть не подпадает под признание ее доминирующей на рынке. Поэтому депутатский законопроект определяет сниженный порог для признания положения доминирующим – доля в 25% от общего объема реализованных или приобретенных продовольственных или медицинских товаров в денежном выражении за предыдущий год в границах городского округа или муниципального района, а также городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург).

При превышении 25-процентного порога наступает необходимость получения согласия антимонопольного органа для приобретения дополнительных торговых площадей или для участия в торгах по их приобретению. В противном случае такие сделки будут признаваться недействительными. Отметим, что здесь вызывает неопределенность слово «приобретение», которое подразумевает покупку в собственность. Ведь, как известно, большинство «агрессивных» сетей развивались и развиваются не путем покупки торговых площадей, а за счет их аренды. Поэтому в этой части антимонопольное регулирование вряд ли достигнет своих целей.

В проекте Минпромторга предлагается осуществлять антимонопольное регулирование иначе. Ограничения, указанные в проекте, корреспондируются с положениями действующего федерального закона «О защите конкуренции». А им предусмотрено, что федеральными законами могут устанавливаться случаи признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 35%.

В продолжение этой нормы предлагается установить условия, при которых положение хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, с долей на товарном рынке менее 35% может быть признано доминирующим:

  • хозяйствующий субъект имеет возможность на соответствующем товарном рынке в одностороннем порядке определять уровень цены и оказывать решающее влияние на общие условия реализации товара;
  • доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен, в том числе ввиду наличия экономических, технологических, административных или иных ограничений;
  • реализуемый или приобретаемый хозяйствующим субъектом товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях);
  • изменение цены товара не обусловливает соответствующее такому изменению снижение спроса на товар.

Необходимо отметить, что положения проекта Минпромторга в части антимонопольных норм, равно как и депутатского проекта, нельзя охарактеризовать как однозначные и ясные, что, надо полагать, привлечет к ним пристальное внимание и потребует значительных корректировок на этапе рассмотрения законопроекта.

Пора готовиться

Первый, депутатский законопроект уже вызвал критику. Реакция на второй последует также незамедлительно – и она довольно легко предсказуема. Сами ритейлеры говорят, что чрезмерное государственное регулирование розничной торговли приведет к ограничению конкуренции и росту розничных цен, то есть к прямо противоположному от задуманного результату. Так часто и бывает с благими намерениями, ведущими известно куда. Да и в самом деле появляются сомнения: усложнение жизни крупным игрокам еще не означает облегчения участи малого бизнеса и просто покупателя.

Но, как бы там ни было, легкая жизнь сетевиков в любом случае закончилась. Если сам премьер приценился к продуктам в супермаркете и остался недоволен, можно предположить, что скорость принятия закона о торговле поразит воображение. Так что ритейлерам самое время начинать приспосабливаться к новым условиям: какими бы они ни были в деталях, они точно будут непростыми. И новые правила игры потребуют от многих перестройки корпоративной структуры, пересмотра договорной базы и всей системы отношений с поставщиками… Лучше начинать готовиться заранее, пока не грянул гром.

У партнеров




    О подходах к цифровой трансформации металлургических предприятий

    Курс на цифровизацию металлургических предприятий сохранится и в 2020 году. Такие лидеры отрасли, как «Норникель», «ММК», «НЛМК», «Северсталь», «Евраз» уже начали реализовывать инвестиционную программу и делать конкретные шаги к цифровому будущему

    «Норникель»: впереди десять лет экологической ответственности

    Компания впервые представила беспрецедентную стратегию на десять лет, уделив в ней особое внимание экологии и устойчивому развитию

    Мы хотим быть доступными для наших покупателей

    «Камский кабель» запустил франшизу розничных магазинов кабельно-проводниковой и электротехнической продукции

    «Ни один банк не знает лучше нас, как работать с АПК»

    «На текущий момент АПК демонстрирует рентабельность по EBITDA двадцать процентов и выше — например, производство мяса бройлеров дает двадцать процентов, а в растениеводстве и свиноводстве производители получают около тридцати процентов», — говорит первый заместитель председателя правления Россельхозбанка (РСХБ) Ирина Жачкина
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Может статься, России не нужен газовый контракт с Украиной
      В прогнозе о заключении соглашения с Украиной премьер-министр Дмитрий Медведев сослался на Ильфа и Петрова
    2. Курс евро сильно удивит
      Единая европейская валюта может удивить высокими темпами восстановления в следующем году.
    3. Газовый смарт-грид
    Реклама