Российские авиастроители в статисты не годятся

Алексей Хазбиев
заместитель главного редактора журнала «Эксперт»
25 марта 2010, 20:03

Вокруг тендера Пентагона на поставку 179 самолетов-заправщиков общей стоимостью 35 млрд долларов разразился крупный международный скандал, в центре которого неожиданно для всех оказалась российская Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК).

Н

ачалось все с того, что в освоении американского военного бюджета в прошлом году решил поучаствовать европейский концерн EADS. До этого времени самолеты для дозаправки в воздухе безо всяких международных тендеров по заказу ВВС США поставляла корпорация Boeing. Но из-за коррупционного скандала, в результате которого бывший финансовый директор Boeing и один из высокопоставленных военных чиновников США оказались за решеткой, этот заказ был отменен.

Более того, под давлением Евросоюза американцев вынудили объявить открытый тендер. Победителем в нем был признан консорциум компаний во главе с EADS. Но в Boeing и не думали сдаваться. Руководство этой корпорации подало протест, который активно поддержали американские власти. Суть претензий Boeing сводилась к тому, что сам EADS и его дочерняя компания Airbus получили от Евросоюза в виде льготных государственных займов почти 20 млрд долларов. В Boeing уверены, что все это является незаконным субсидированием экспорта и противоречит правилам ВТО. А раз так, то ни о какой честной конкуренции не может быть и речи. Кстати, сама ВТО эту позицию полностью разделяет. В результате итоги первого тендера Пентагон отменил и объявил новый конкурс. На этот раз наученный горьким опытом EADS привлек в партнеры американскую компанию Northrop Grumman. Более того, представитель EADS Пьер Бейль дал понять, что его компания готова разделить многомиллиардный заказ с Boeing. «Конечно, мы предпочли бы выиграть контракт исключительно для себя, но готовы работать и с другими партнерами», – заявил Бейль.

Но когда стало ясно, что Boeing ни с кем делиться не собирается, а конкурсная комиссия делает все, чтобы обеспечить победу американцам, руководство EADS приняло решение прекратить борьбу и отказалось от дальнейшего участия в тендере. Таким образом, американцы оказались в патовой ситуации. Еще раз отменить тендер Пентагон не может, так как для этого нет оснований, но и присудить победу Boeing как единственному участнику конкурса тоже нельзя – это противоречит закону. Тут-то и появилась авантюрная идея об участии в тендере Пентагона российской ОАК, которую быстро растиражировали вполне уважаемые американские СМИ вроде The Wall Street Journal и Defense News.

Адвокат американской юридической компании Luce, Forward, Hamilton & Scripps Джон Киркленд не только предъявил журналистам письма, якобы подтверждающие заинтересованность ОАК в тендере, но и копии различных внутренних документов ОАК и писем премьер-министра России Владимира Путина, одобряющих создание российской компанией в США СП с местными партнерами и организацию производственных мощностей. Более того, адвокатская контора Киркленда официально уведомила Пентагон о намерении ОАК участвовать в тендере и даже запросила конкурсную документацию. Киркленд утверждал, что ОАК предложит на конкурс широкофюзеляжный заправщик Ил-98, созданный на базе пассажирского лайнера Ил-96. В самой ОАК это известие встретили с недоумением. И понятно почему. Во-первых, никакого Ил-98 в природе не существует, а во-вторых, копии документов, представленных Кирклендом, содержат множество ошибок. По словам вице-президента ОАК Александра Тулякова, «письма, которые мы видели, выполненные якобы на официальном бланке ОАК, – грубые подделки». По его словам, регистрационные номера на письмах соответствуют другим документам, направленным другим компаниям. Кроме того, в некоторых документах, присланных Кирклендом, неверно указаны инициалы Путина – В.Б. вместо В.В.

Вот как прокомментировал эту ситуацию вице-премьер России Сергей Иванов: «Это утка. Могу официально заявить как председатель совета директоров ОАК, что таких писем не было».

Тем не менее, Киркленд продолжал утверждать, что ОАК будет участвовать в тендере, а поднявшаяся шумиха – отголосок большой политической игры. В интервью Defense News он прямо заявил, что «опровержение ОАК идет вразрез с тем, что мне и моим клиентам говорили в России» По словам Киркленда, «адвокатская контора получила множество заверений, включая комментарии президента России Дмитрия Медведева, якобы одобряющего создание СП в США для участия в тендере. Более того, Киркленд предъявил СМИ письмо своего переводчика, в котором говорилось, что ОАК срочно требует созвать пресс-конференцию, так как Airbus якобы предложил корпорации 350 тыс. долларов «в обмен на отказ от участия в тендере Пентагона». Руководство Airbus это тут же опровергло. И лишь после того, как официальный представитель Пентагона Джоф Морелл публично объявил, что минобороны США не получало никаких документов от ОАК, адвокат настаивать на своем перестал.

Совершенно очевидно, что участие ОАК в тендере, если оно действительно предполагалось, играет на руку Boeing. То, что наша корпорация проиграла бы американцам, никаких сомнений не вызывает. ОАК сейчас просто не в состоянии производить самолеты-заправщики. Это четко доказал контракт с Китаем на поставку нескольких десятков летающих танкеров Ил-78, сорванный по вине ОАК и его узбекского партнера – Ташкентского авиазавода. За последние два года в России не выпущено ни одного военно-транспортного самолета. А все проекты по созданию модернизированных версий самолетов Ил-76 и Ил-96 так и остались на бумаге. Американцы просто не могли этого не знать. И поэтому смело разыгрывали российскую карту. Но поверить в то, что ОАК действительно готова была исполнять роль статиста, невозможно. Напомним, что госкорпорации ВЭБ принадлежит более 5% акций EADS, и наше государство как акционер европейского консорциума заинтересовано в его победе на тендере. Видимо, американцы этого не учли и в итоге крупно просчитались. Теперь Пентагону вновь придется отменить объявленный тендер и начать все сначала.