Всюду деньги

Екатерина Шохина
21 апреля 2010, 19:25

Тренд сокращения инвестиций в российскую экономику в марте был сломлен. И российские, и зарубежные компании возобновили свою инвестиционную деятельность. Наиболее активными, как и до кризиса, оказались зарубежные автопроизводители. Суммарно же наибольший рост инвестиций ожидается по итогам года от нефтяников и металлургов.

М

арт стал переломным месяцем в сфере инвестиций в российскую экономику. В понедельник об этом доложил Росстат. По его оценкам инвестиции в основной капитал в марте 2010 года выросли на 0,7% по сравнению с мартом 2009 года после снижения на 7,4% в феврале и на 8,7% в январе 2010 года.

Переломный тренд в инвестициях констатировала сегодня и глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина, по подсчетам которой, с очищенной сезонностью рост инвестиций оказался еще большим — 1,8% по сравнению с февралем. В номинальном выражении объем инвестиций в марте составил 500,2 млрд рублей.

Рост инвестиции в марте 2010 года в годовом выражении был зафиксирован впервые за последние полтора года (предыдущий раз рост наблюдался в ноябре 2008 года). Напомним, что за весь 2009 год сокращение инвестиций составило 17% к 2008 году (в 2008 году был рост на 9,8%).

Олег Солнцев из ЦМАКП убежден — негативная тенденция сломлена: данные об инвестиционных планах крупнейших российских компаний говорят о возобновлении инвестиционной активности. Минэкономразвития прогнозирует рост инвестиций в основной капитал в 2010 году на 2,9%. Консенсус-прогноз аналитиков по росту инвестиций в основной капитал на 2010 год составляет 5%.

При этом в нефтегазовой отрасли прирост инвестиций, по подсчетам Солнцева, может составить 15–20% в номинальном выражении, а в металлургии — более чем на треть. Так, например, в марте «Транснефть» объявила о начале строительства нефтепровода Пурпе—Самотлор — перемычки между восточным и западным направлением нефтепроводов. По словам президента компании Николая Токарева, инвестпрограмма составит 188 млрд рублей. Кроме того УГМК возобновляет инвестиции в производство в размере 2 млрд рублей в этом году, а «Северсталь» — в объеме 1,4 млрд долларов.

По сообщению «РусГидро», ее инвестпрограмма в 2010 году составит 97,1 млрд рублей. При этом 16,6% из этой суммы пойдет на восстановление Саяно-Шушенской ГЭС, а 66,3% — на финансирование строящихся объектов.

По оценкам экспертов, возобновляют инвестиции автопроизводители, девелоперы, ритейлеры и фармацевты. Причем активность проявляют не только отечественные, но и западные компании. Так, немецкая Berlin–Chemie (производитель лекарств) запланировала инвестировать как минимум 30 млн долларов в строительство завода в Калужской области. Российское подразделение немецкой Metro Group планирует в 2010 году ввести в эксплуатацию не менее четырех торговых центров Metro Cash & Carry.

Оживают зарубежные автопроизводители. Почти каждую неделю кто-то из них объявляет о планах или о запуске новых производств.

23 апреля PSA Peugeot Citroen запустит завод в Калужской области. Инвестиции составляют 470 млн евро. Первым встанет на конвейер хэтчбек Peugeot 308, и до конца года планируется выпустить 20 тыс. автомобилей этой модели. Позже на калужском предприятии начнется производства легковых моделей Peugeot 4007, Citroen C4 и внедорожника С-Crosser. Всего в этом году планируется выпустить 25 тыс. машин. Mitsubishi присоединится к партнерам по российскому заводу в сентябре-октябре, начав производство в Калуге внедорожника Outlander. Кроме того, уже объявлено, что в начале 2013 года Citroen намерен запустить производство новой модели на платформе С4, разработанной специально для российского рынка, а также нового кроссовера 4×4, который сменит C-Crosser.

Вчера стало известно, что «КамАЗ» и Mitsubishi Fuso Truck and Bus Corporation подписали окончательное соглашение о создании совместного предприятия ООО «Фузо Камаз Тракс Рус» по производству и продаже в России среднетоннажных грузовиков Mitsubishi Fuso. Суммарный объем инвестиций в предприятие в течение нескольких лет превысит 1 млрд рублей.

Ранее представительство Hyundai официально сообщило сроки запуска своего российского завода в Санкт-Петербурге: старт производству будет дан в январе 2011 года. Первыми на конвейере должны появиться седан гольф-класса Hyundai и компактная модель Kia, которая придет на смену Rio.

Генеральный директор дилера Peugeot "Арманд" Аркадий Бирюков объясняет возобновившуюся инвестиционную активность зарубежных автопроизводителей двумя факторами: ростом спроса и перспективой увеличения продаж при условии адаптации к российским реалиям, чего трудно достичь, не имея тут локального производства.

«Банки возобновили автокредитование и снизили процентные ставки по нему, это подтолкнуло спрос на новые автомобили. В то же время заработала правительственная программа утилизации, по которой человек имеет право на покупку со скидкой автомобиля, произведенного только на территории России. Это также стимулировало спрос. Стало понятно, что сборка автомобилей в России опять будет выгодной для производителей. К тому же преимущество локального производства перед импортом еще и в том, что в российском спросе есть своя специфика, связанная с ценой, комплектацией и техническими характеристиками автомобилей, которую не могут в полной мере учитывать зарубежные заводы», — объясняет Бирюков.

Об инвестиционных планах сообщили практически все крупнейшие российские девелоперы. Например, региональная дочка «Интеко» компания «Патриот» не только презентует новые проекты стоимостью более 21,5 млрд рублей, но и планирует наращивать строительные мощности. Подобные планы есть также у группы компаний «Мортон», «Комстрин» (Мытищи), «Рантект-МФД» (Одинцово), «Гюнай» (Домодедово), «Стройтэк» (Чехов), «Стройтэкс» (Мытищи), финский концерн ЮИТ (Жуковский) и ряда других.

По общему мнению, девелоперскую активность стимулируют снизившиеся ставки по кредитам и ожидание роста спроса на недвижимость. «Ситуация на рынке меняется очень быстро и радикально, — отмечает президент компании "Технониколь" Сергей Колесников. — В прошлом году 16–17% годовых в рублях казались хорошими условиями, а сегодня банки предлагают кредиты под 10–11% годовых».

Жизнь кипит и не только в крупном и среднем бизнесе. Даже самые небольшие компании сообщили «Эксперту Online», что также планируют вкладывать деньги в свое развитие. Например, гендиректор ООО «ДИК» Андрей Давыдов (небольшой производитель говяжьего мяса из Калуги) сообщил изданию, что инвестирует в закупку племенного скота и свое производство. «На качественное мясо сейчас большой спрос, и мы увеличим его производство», — говорит Давыдов.