Все под контролем
Политические решения об объемах производства и экспорта нефти принимаются образованным в 1974 году Высшим советом по нефти (ВСН) — главным государственным органом, определяющим генеральную стратегию развития нефтегазовой промышленности. В его состав входит ряд членов правительства, а возглавляет премьер-министр страны шейх Насер аль-Мухаммад ас-Сабах. Он же является и председателем правления государственного холдинга «Кувейтская нефтяная корпорация» (КНК), которая реализует решения ВСН на практике. КНК была образована в 1980 году и объединяет все кувейтские компании, специализирующиеся в области добычи и переработки нефти, а их руководители входят в состав Совета правления Кувейтской нефтяной корпорации. В структуре КНК восемь предприятий, ведущих работы во всех сегментах отрасли — от разведки до транспортировки готовых нефтепродуктов:
— Кувейтская нефтяная компания (разведка, добыча нефти и газа на территории эмирата) образована в 1934 году;
— Кувейтская национальная нефтяная компания (КННК — переработка нефти и реализация нефтепродуктов в Кувейте, сжижение газа) включает три нефтеперегонных завода общей производительностью 936 тыс. баррелей в день, снабжает топливом водоопреснительные заводы и имеет развитую сеть бензозаправочных станций по всей стране;
— Кувейтская нефтяная разведывательная компания за рубежом (в настоящее время разрабатывает нефтегазовые месторождения восьми странах);
— Нефтехимическая промышленная компания (выпуск нефтехимической продукции и удобрений для внутренних нужд, а также их экспорт в 50 стран);
— Кувейтская нефтяная танкерная компания (КНТК — транспортировка нефти и нефтепродуктов морским путем);
— Кувейтская авиационно-топливная компания (заправка топливом воздушных судов в Кувейте и ряде зарубежных государств);
— Santa Fe International Corporation (разработка новых месторождений и инженерные работы);
— Kuwait Petroleum International Limited (управление принадлежащими эмирату нефтеперерабатывающими предприятиями за рубежом).
Отметим, вся информация о порядке распределения доходов от сбыта нефти и нефтепродуктов строго конфиденциальна. Известно лишь, что 10% от всех поступлений в государственный бюджет ежегодно направляется в Фонд будущих поколений (по состоянию на конец 2008 года он составлял более 105 млрд долларов).
А на нейтральной полосе…
Иностранные компании не ведут самостоятельной разработки нефтяных месторождений и не перерабатывают нефть на территории Кувейта. Исключение составляет нейтральная зона (саудовско-кувейтская нейтральная зона содержит около 5 млрд баррелей запасов, половина из которых принадлежит Кувейту). На континентальной части нейтральной зоны нефтяные месторождения разрабатываются совместно КНК и саудовской компанией «Тексако». КНК сотрудничает с иностранными нефтяными компаниями на условиях соглашений о техническом содействии, а также на условиях предоставления операционных услуг (Operating Service Agreement) для привлечения иностранных инвестиций и передовых технологий, что позволит модернизировать нефтяную промышленность Кувейта.
Среди наиболее крупных проектов, которые КНК предполагает осуществить в ближайшей перспективе, —развитие северных месторождений, так называемый «Проект Кувейт». Идея его реализации возникла более десяти лет назад и по сегодняшний день вызывает серьезные споры в кувейтском обществе и правящих кругах.
Суть — в освоении новых и модернизации действующих месторождений на севере страны, где ныне добывается около 20% кувейтской нефти. При этом производство нефти в этом районе предполагается повысить с нынешних 500 тыс. баррелей в день до 900 тыс. Расчетная стоимость проекта неоднократно повышалась самими его разработчиками (Министерством электроэнергетики и водоснабжения и государственной КНК) и в настоящее время оценивается в 8,5 млрд долларов.
По ряду причин технико-экономического и финансового характера Кувейт не в состоянии самостоятельно осуществить проект и вынужден прибегнуть к помощи международных нефтяных корпораций, что крайне негативно воспринимается частью депутатов парламента (в основном исламистами) и значительной частью кувейтского общества, разделяющей их мнение. В июне 2005 года проект все же был утвержден комитетом по экономике и финансам Национального собрания под давлением правительства, хотя депутатам и удалось внести поправки. Но суть проекта осталась прежней — разрабатывать северные месторождения должны иностранные компании на условиях СРП. Поправки касались в основном более благоприятных для кувейтской стороны условий при подписании контрактов. Доля кувейтской рабочей силы была доведена до 70% (при том что общее число инженеров и рабочих, необходимое для осуществления всего проекта, по оценке специалистов, не превысит 500 человек). Срок действия контракта был ограничен 20 годами. Вместе с тем за правительством было сохранено право досрочного расторжения контракта и сокращения либо повышения объемов добычи на месторождениях. Иностранные компании должны будут облагаться налогом на прибыль с прогрессивной ставкой, максимальное значение которой составит 25%.
«Проект Кувейт» в его нынешнем виде критикуют исламисты, они против привлечения иностранных компаний к непосредственной разработке нефтяных богатств страны. В парламенте и обществе уверены, что у правительства достаточно ресурсов для финансирования этого проекта, а с иностранными нефтяными компаниями нужно продолжать работать по сложившейся схеме — закупать у них технологии и привлекать специалистов в качестве консультантов.
Тем не менее тендер на участие в «Проекте Кувейт» прошел. ВСН остановил свой выбор на трех компаниях: ExxonMobil, Shell, British Petroleum. Предусматривается формирование консорциума, в котором компания-оператор возьмет на себя не менее 30% объема работ, в то время как субподрядчики — не менее 10%. Иностранные участники консорциума будут получать процент с барреля, амортизационные отчисления на вложенный капитал, определенный процент на развитие производства.
Напомним, в 2008–2009 финансовом году поступления от экспорта нефти достигли рекордных значений — 18,7 млрд кувейтских динаров, что составило более 95% государственного бюджета. Это на 61% больше заложенных в бюджете 2007–2008 финансового года доходов от реализации нефти и нефтепродуктов. Высокие мировые цены на нефть в прошедшем году позволили Кувейту получить дополнительную сверхприбыль в размере более 7,1 млрд кувейтских динаров, несмотря на резкое падение стоимости барреля кувейтской сырой нефти к концу февраля 2009 года до уровня 37,19 доллара.
В рамках ОПЕК
Проводя скоординированную со странами ОПЕК нефтяную политику, Кувейт считает, что основная задача мировых производителей нефти заключается в поддержании такого уровня цены на нефть, при котором темпы роста мировой экономики будут составлять 5% в год. По мнению экспертов, в настоящее время «справедливой» является цена 50 долларов за баррель. Однако в ходе встречи арабских стран-экспортеров нефти в конце марта 2009 года в Катаре было решено снизить объемы добычи нефти так, чтобы к 1 июня 2009 года цена за баррель составила 75 долларов США.
Отметим, усилия стран ОПЕК по удержанию стоимости барреля близ 75 долларов не напрасны: в июле 2010 года цена колеблется близ отметки 72–73 доллара за баррель (по данным на 19 июля, показатель составил 72,94 доллара за баррель, на 18 июля — 72,89 доллара). В июне 2010 года средняя цена барреля нефти ОПЕК составляла 72,97 доллара, в мае — 74,48, в апреле — 82,33, в марте — 77,21, в феврале — 72,99, в январе — 76,01.
Анализ состояния нефтедобывающих отраслей стран ОПЕК показал, что существенного снижения объемов добычи нефти в 2009 году ожидать не следует. В настоящее время квота Кувейта составляет 2,65 млн баррелей в день. Кувейтское руководство полагает, что первоочередной задачей для эмирата остается увеличение объемов добычи сырой нефти, которые к 2015 году должны составить 3,5 млн баррелей в день, а к 2020 году — 4 млн баррелей в день.
Кувейтские эксперты считают, что после введения в строй нового нефтеперекачивающего комплекса на севере страны и реализации проекта северных нефтяных полей в ближайшей перспективе будет обеспечен уровень производства 3,23 млн баррелей в день. Это позволит эмирату получать максимальную экономическую выгоду при всех возможных вариантах развития ситуации на нефтяном мировом рынке, как в случае снижения спроса на нефть, так и в случае его роста.
Впрочем, некоторое беспокойство руководства Кувейта, как и других стран-членов ОПЕК, вызывает неурегулированность отношений с Ираком в области координации нефтяной политики. Багдад, напомним, контролирует 11% мировых запасов нефти и производственные мощности, позволяющие обеспечить добычу 8,2 млн баррелей в день. Это дает возможность Ираку оказывать серьезное влияние на ценовую политику нефтяного рынка.