Русский газ для немецких автомобилей

Сергей Сумленный
10 июня 2011, 16:17

Российский "Газпром" совместно с немецким энергетическим гигантом E.On Ruhrgas собираются революционизировать рынок газа как автомобильного топлива. Немецкий E.On Ruhrgas значительно расширит сеть газовых автозаправок, а российский "Газпром" обеспечит их газом.

Иллюстрация: Эксперт Online

24 автомобиля из пяти стран, более 1000 километров дорог − в Германии успешно завершился рекордный автопробег грузовых автомобилей на газовых двигателях. Пробег, совместно организованный немецким E.On Ruhrgas и российским «Газпромом» и проходивший по территории Чехии и Германии, призван показать возможность грузовых автоперевозок с использованием природного газа в качестве топлива.

«Использование природного газа в качестве моторного топлива − это очень важная тема в свете увеличения объема транспортных перевозок в Европе. К 2050 году объем грузоперевозок на газу удвоится. Если сегодня грузовики, работающие на газе, дают 450 млрд тонно-километров грузоперевозок, то в 2050 году этот объем составит 900 млрд тонно-километров», − заявил Фридхельм Ваннагат, руководитель технической кооперации со странами Восточной Европы в E.On Ruhrgas, представляя результаты автопробега. С представителем E.On Ruhrgas согласен и руководитель департамента климата и природы федерального министерства транспорта Германии Дирк Ингер. «Мы стоим перед существенным изменением объемов перевозок в ближайшие годы. В Германии объем перевозок грузов вырастет на две трети. При этом ужесточаются экологические требования к автотранспорту. Нам нужно научиться наращивать объемы перевозок при соблюдении их экологичности. Газ отвечает данным требованиям», − сказал он.

Доказательство возможности

Автопробег, начавшийся в Чехии и закончившийся на балтийском побережье Германии на границе с Польшей, должен был продемонстрировать возможности использования газа в качестве топлива для грузового транспорта. В свою очередь, такое использование газа (сегодня газовые двигатели стоят в первую очередь на немецких автомашинах, не покидающих крупных городов: автобусах, а также такси) напрямую завязано на плотную сеть газовых автозаправок вдоль автобанов. «Идея автопробега как доказательства возможностей дальних перевозок не нова. В 2008-2010 году в России прошли три автопробега протяженностью от 800 до 3000 км с использованием автомобилей на газу. Однако это первый пробег на дистанцию в 1000 км, проходящий на немецкой территории», − сказал член совета директоров компании E.On Ruhrgas Ханс-Петер Флорен. По мнению господина Флорена, такие транспортные возможности обеспечиваются в первую очередь благодаря густой сети газовых заправочных станций, имеющихся в Германии.

Сегодня Германия является европейским лидером по широте сети газовых автозаправок. На 91 тыс. автомобилей на газу приходится 900 газовых автозаправок − это самая большая сеть заправок в Европе. Для сравнения − в Италии, где по дорогам ездит 677 тыс. автомобилей, переоборудованных под газ, имеется только 770 заправок, в России − 249 заправок на 103 тыс. автомобилей на газу. Следом идут Австрия (221 заправка), Швеция (130 заправок), Франция (125 заправок) и Швейцария (123 заправки). Этого, однако, не хватает для превращения газа в действительно массовое автомобильное топливо, поэтому немецкие энергетические концерны делают ставку на расширение сети заправок.

«На данный момент E.On построил сеть из 150 газовых заправок в Германии, еще около 200-250 заправок построены с участием капитала E.On совместно с другими компаниями. В будущем мы намерены серьезно расширять эту сеть, вкладываясь в строительство сразу многих заправок. Сейчас мы планируем проинвестировать около 10 млн евро в строительство 40 новых заправок», − сказал корреспонденту «Эксперта» Олаф Румберг, исполнительный директор компании E.On Gas Mobil. «Мы находимся в фазе консолидации. Мы знаем, где именно мы должны сделать сеть заправок более насыщенной», − добавил Фридхельм Ванагант.

С таким мнением, однако, не согласен Ханс Айхель, бывший министр финансов и участник консультативного совета по вопросам газификации автотранспорта Erdgas Mobil. По мнению бывшего министра и эксперта в области газового автотранспорта, простым увеличением количества заправочных станций можно добиться не так уж и многого. «Да, сейчас готовится строительство двух сотен новых заправок. Однако проблема газовых заправок − не в количестве, а в качестве. Далеко не всегда они расположены на самых удобных местах. Часто они являются чисто газовыми, не предлагая других видов топлива. Наконец, далеко не всегда автомобилист может правильно прочитать цену газа, вывешенную на ценнике», − сказал Ханс Айхель.

«Газпром» получит прибыль

В любом случае рост интереса к газу со стороны немецких автомобилистов вызывает положительные реакции у российского «Газпрома». «Я надеюсь, что в Европе газу в области автотранспорта будет уделяться большое внимание. Многолетнее сотрудничество "Газпрома" и E.On Ruhrgas позволяет реализовывать эти проекты и в России, и в Германии», − сказал Валерий Матюшечкин, заместитель начальника департамента «Газпрома» по транспортировке, подземному хранению и использованию газа.

Впрочем, по мнению господина Матюшечкина, пока что для «Газпрома» объемы сбыта газа на нужды автомобилистов не являются существенными. «В России до распада СССР было около 200 тыс. автомобилей на газу, они потребляли 525 млн кубометров газа. Сегодня в России 85 тыс. автомобилей, потребляющих 350 млн кубометров газа. При этом у нас ситуация отлична от Германии, у нас на газу в основном ездит грузовой транспорт», − сказал он корреспонденту «Эксперта». Тем не менее «Газпром» уже оперирует двумя газовыми заправочными станциями в Берлине.

Увеличение роли газа в качестве автомобильного топлива полностью отвечает интересам Германии по улучшению баланса выбросов углекислого газа, подчеркивают в министерстве транспорта ФРГ. Более того, газ остается наименее облагаемым налогами видом топлива для автомобилей. Если 1 кВт-ч энергии дизельного топлива облагается налогом в 4,7 цента, а бензина − в 7,3 цента, то для газа эта ставка составляет лишь 1,5 цента. «Если проследить за последними дискуссиями, можно подумать, что скоро в Германии будут ездить только электромобили. Это не так, в ближайшие годы в автопарке будет много типов моторов. Двигатели внутреннего сгорания будут и дальше совершенствоваться, будут появляться различные формы биотоплива, роль природного газа и очищенного биогаза будет возрастать. Сжатый природный газ в качестве автомобильного топлива − это реальная возможность сокращения выбросов CO2 в краткосрочной перспективе. Кроме того, в него можно подмешивать биометан, что еще больше сокращает баланс выбросов CO2 на цепочке производства», − сказал Дирк Ингер из министерства транспорта.

На этом фоне неудивительно, что все больше немецких автопроизводителей начинают выпускать автомобили на газовом топливе в серийном исполнении. «Мы рады, что наряду с маркой Mercedes теперь серийные автомобили на газовом топливе начнет выпускать и компания Audi − это расширит количество автомобилей на газу в премиальном секторе», − резюмировал Ханс-Петер Флорен, член совета директоров E.On Ruhrgas.