Найден виновный в крушении «Булгарии»

Александр Раскин
15 августа 2011, 19:20

Ространснадзор обнародовал сегодня итоги своего расследования причин катастрофы теплохода «Булгария», произошедшей 10 июля этого года в акватории Куйбышевского водохранилища. Жертвами кораблекрушения стали 122 человека. Эксперты ведомства считают, что к трагедии на Волге привели халатность судовладельца и непрофессионализм капитана и команды теплохода.

Фото: ИТАР-ТАСС
Ространснадзор обнародовал итоги своего расследования причин катастрофы «Булгарии»

Специалисты Ространснадзора под руководством своего руководителя Александра Касьянова более месяца изучали документацию теплохода «Булгария» и материалы Российского речного регистра. Кроме того, эксперты осмотрели теплоход и, проанализировав полученные «Булгарией» повреждения, считают, что катастрофа произошла по вине погибшего капитана судна Александра Островского. В Ространснадзоре отмечают, что Островский нарушил требования безопасности, а экипаж в критический момент вел себя недисциплинированно.

В официальном заявлении Ространснадзора утверждается, что комиссия пришла к выводу, что причиной аварии теплохода явилась совокупность следующих факторов: невыполнение судовладельцем и капитаном судна требований нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства при планировании, подготовке и осуществлении рейса, в ходе которого не обеспечивалась безопасность плавания судна, а также низкая квалификация и недисциплинированность членов экипажа судна.

Однако не все специалисты, участвующие в расследовании причин крушении «Булгарии», согласны с выводами Ространснадзора. Ранее специалисты, проводившие осмотр теплохода, который удалось поднять на поверхность с 20-метровой глубины, утверждали, что капитан теплохода Островский до последнего пытался спасти корабль и людей. «Капитан до последнего надеялся вывести „Булгарию” на мелководье, но недотянул буквально 40 метров. Ручки телеграфа стояли в положении „полный ход”, а это значит, что команда и капитан до последнего пыталась спасти теплоход и людей», – утверждает представитель МЧС Татарстана Марат Рахматуллин.

С представителем МЧС Татарстана согласен старший электромеханик «Булгарии» Василий Байрашев.  «Катастрофа произошла во время капитанской вахты, и Островский до последней минуты, пока теплоход был на плаву, боролся за его живучесть. Капитан остался у штурвала и не покинул теплоход», – рассказывает Байрашев. Участвовавшие в поисковой операции водолазы в своих рапортах начальству сообщали, что на большинстве погибших были надеты спасательные жилеты.

Надо отметить, что виновными команду «Булгарии» и судовладельца может признать только суд. Тем временем Следственный комитет России продолжает расследование всех обстоятельств катастрофы. По словам официального представителя ведомства Владимира Маркина, расследование причин катастрофы теплохода «Булгария» продолжается. Обвинения по статье 238 УК РФ – оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, предъявлены гендиректору ООО «Аргоречтур» Светлане Инякиной и старшему эксперту камского филиала Российского речного регистра Якову Ивашову. 

Следователи считают, что глава ООО «Аргоречтур» Светлана Инякина не имела лицензии на речные туры и не имела права отправлять корабль по маршруту Казань–Булгария–Казань, а старший эксперт камского филиала Российского речного регистра Яков Ивашов не имел права выпускать теплоход из порта Перми. Кроме того, работники прокуратуры изучают документы ОАО «Судоходная компания „Камское речное пароходство”», которому принадлежала «Булгария», камского филиала российского речного регистра и компании «Аргоречтур», которая и оформляла путевки на злополучный рейс теплохода.

Следствие не исключает, что к уголовной ответственности может быть привлечен гендиректор Камского речного пароходства Валерий Незнакин и капитаны двух судов – «Дунайский 66», Александр Егоров и «Арбат», Юрий Тучин, которые прошли мимо места катастрофы и не оказали помощь пассажирам терпящего бедствие теплохода.

Сейчас в отношении капитанов возбуждено уголовное дело по статье 270 УК РФ – неоказание капитаном судна помощи, терпящим бедствие. Если вина Егорова и Тучина будет доказана, говорят в СК РФ, то они могут оказаться в тюрьме.

Напомним, что двухпалубный дизель-электроход «Булгария», построенный в 1955 году в Чехословакии, затонул во время грозы в Куйбышевском водохранилище в трех километрах от берега на глубине 20 метров 10 июля. Теплоход совершал двухдневный круиз по маршруту Казань–Булгар–Казань. На борту теплохода находился 201 человек.

Спаслось 79 человек, 122 погибли.