Цена простых решений

Вадим Сосков
23 августа 2012, 13:29
Фото: ИТАР - ТАСС
Генеральный директор УК «Капиталъ» Вадим Сосков

Часто простые решения бывают самыми эффективными. Но когда речь идет о масштабных государственных проектах, путь наименьшего сопротивления может завести в тупик. Последние несколько месяцев различные министерства и ведомства заняты разработкой нового этапа пенсионной реформы. Откладывать решение этого вопроса уже невозможно: в прошлом году дефицит пенсионного фонда составил более 900 млрд рублей. В этом — перевалит за триллион. В итоге у государства может просто не хватить ресурсов для ликвидации этой дыры в бюджете ПФР.

Что в связи с этим предлагают чиновники отдельных ведомств? Пойти по самому простому пути — и ликвидировать (или сильно сократить) отчисления, из которых формируется накопительная часть пенсии. И направить эти средства на текущие выплаты. То есть вернуться к действовавшей до 2002 года расределительной системе пенсионного обеспечения. От которой, к слову, отказались уже все развитые страны. К чему это приведет — предположить не сложно. Через несколько лет, когда число работающих людей (и налоговые поступления с их зарплат) существенно уменьшится, государство не сможет отвечать по принятым обязательствам. Придется или повышать налоги, или снижать пенсии. А скорее всего, и то, и другое. Помните, какие беспорядки были в Греции после принятия таких решений?

Профессиональное сообщество вместе с представителями ряда министерств и ведомств разработали более эффективный и разумный вариант модернизации уже действующей системы. Итак, что мы предлагаем?

Во-первых, принять ряд мер, которые помогут решить проблему дефицита пенсионного фонда и без ликвидации накопительной части. Необходимо вести работу по увеличению доли «белых» зарплат. И, во вторых, все-таки принять законопроект о досрочных пенсиях, который предусматривает увеличение страховых взносов для предприятий с вредными условиями. Ведь что сейчас получается? Такие компании и условия труда не улучшают. И взносы платят наравне со всеми. Между тем их работники имеют право на досрочную пенсию. А нагрузка по выплате досрочных пенсий целиком и полностью лежит на бюджете. Законопроект, увеличивающий ставку страховых взносов для работодателей с вредными условиями производства, был еще 10 лет назад принят в первом чтении, но был заблокирован крупными промышленными группами.

В-третьих, надо сократить список лиц, которые имеют право на досрочную пенсию. И все-таки повысить пенсионный возраст. Это также можно сделать разумным способом: например, тем, кому сейчас только 25 лет, повысить пенсионный возраст до 62–63 лет. А тем, кому 30, — до 61 года.

Кроме этого, необходимо повысить эффективность управления пенсионными средствами. Для этого нужно перейти к мировой практике гарантий возвратности взносов на долгосрочном интервале. Например, как в Германии, гарантировать сохранность всех сделанных пенсионных взносов к моменту выхода гражданина на пенсию. Напомним, что сейчас управляющие компании обязаны гарантировать сохранность взносов пенсионера и заработанного на них ранее дохода на интервале в один год. Что мешает нам зарабатывать деньги для будущих пенсионеров и создает ряд других проблем. Ведь сейчас пенсионные деньги, переданные НПФ и УК, являются не длинными ресурсами (как на Западе), а пассивами сроком в один год. Поэтому мы вынуждены инвестировать эти средства только в консервативные инструменты с невысокой доходностью.

Стоит также упомянуть, что сейчас НПФ и УК поставлены в неравные условия по сравнению с другими частными компаниями. Только у нас выручка привязана к инвестиционному доходу. Мы несем постоянные издержки по обслуживанию пенсионных накоплений 15 млн россиян — и в некоторые годы делаем это за свой счет. Такого нет ни в одной стране мира. Мы предлагаем: установить вознаграждения в процентах от активов. Он может быть очень небольшим — доли процента.

Плюс к этому надо расширить перечень инструментов для инвестирования. Сейчас по закону нам можно инвестировать средства только в ограниченный перечень инструментов. И на средства пенсионных накоплений мы не можем купить бумаги таких уважаемых эмитентов, как ОАО «Газпром» и ОАО «Роснефть», поскольку одним из критериев попадания в список А1 является наличие независимых директоров. Видимо, если государство заинтересовано в долгосрочных инвестициях в солидные отечественные компании, оно должно обязать их соответствовать мировым корпоративным стандартам, от которых руководство этих компаний шарахается, как черт от ладана.

В завершение надо сказать, что мы готовы инвестировать средства пенсионных накоплений в фонды прямых инвестиций, строительство жилья, инфраструктурные проекты.