Принудительное кредитование

Анна Королева
корреспондент Expert.ru
24 мая 2013, 12:53

В ходе рабочей поездки в Воронеж Владимир Путин встретился с представителями российского бизнес-сообщества. В рамках мероприятия состоялось обсуждение текущих производственных проблем, перспектив развития предпринимательства, того, что сделано и что дополнительно всем нам нужно сделать для того, чтобы, по словам Владимира Путина, «реализовывать те задачи, которые, по сути, мы вместе с вами и формулировали в недавнем прошлом».

Фото: президент.рф
Владимир Путин предложил ЦБ дать банкам дешевые деньги

Одним из приоритетов президент назвал реальную поддержку экономики, которую могут и обязаны оказывать кредитные организации. Он призвал ЦБ подумать о насыщении банков дешевыми кредитами, которые те должны будут использовать для кредитования экономики. «Что касается насыщения дешевыми кредитами коммерческих банков со стороны ЦБ, видимо, какая-то корректировка нужна. Центробанк должен подумать над этим прежде всего. Но это ведь может привести не к расширению финансирования, а просто повысить доходность самих банков, к получению сверхприбыли», – передает слова Владимира Путина РИА «Новости».

По данным Всемирного банка за 2011 год, объем кредитов местных банков к ВВП в России оценивался в 40%. Для сравнения: в Индии – 74%, Бразилии – 98%, Китае – 146%. То есть кредиты в нашей стране очень востребованы, но высокие ставки делают их невыгодными для большого количества предпринимателей, особенно малого и среднего бизнеса (МСБ), говорит управляющий активами TNO Capital Александра Лозовая. «Но снижение ставки рефинансирования не приведет к существенным изменениям на кредитном рынке РФ. Текущая ставка – 8,25%. Средний бизнес привлекает кредиты под 11-17% годовых, нередко предприниматели соглашаются и на 20-25%. Допустим, ЦБ снизит ставку до 8,00%. Что принципиально изменится для сегмента МСБ? Ничего», – отмечает эксперт.

Впрочем, преимущества тут получит крупный бизнес, так как его основные кредиторы – Сбербанк и ВТБ – получат возможность понизить ставки в пределах 0,3-0,5%. Но крупный бизнес имеет доступ к зарубежным рынкам, где стоимость кредитов составляет 2-4% годовых в валюте. В краткосрочной перспективе ситуацию принципиально может поменять частичное субсидирование ставки со стороны государства (в качестве примера можно привести группу «Черкизово», которой долг обходится в 2% годовых). В долгосрочной же перспективе необходимо снижение инфляции до 3-4% в год, что позволит банкам выдавать кредиты под 6-8%, оставаясь при этом прибыльными.

Обычно механизм перераспределения средств между банками и экономикой налаживается достаточно легко, если выстраивается определенная система, объясняет директор аналитического департамента Московского фондового центра Елена Чернолецкая. Прежде всего, если банки получают дешевую ликвидность именно под кредитование реального сектора, они не должны иметь возможность выводить средства снова в финансовый рынок. В США такая система отразилась в двух законодательных актах: так называемом законе Додда–Франка и его жестком предшественнике (пока он не действует, но может быть снова введен), законе Гласса–Стиголла.

Суть идеи проста: снижение рисков финансовой системы, введение защиты потребителей финансовых услуг, пристальное внимание к деятельности системообразующих финансовых институтов. Одной из мер, указанных в законах, является разделение инвестиционно-банковских услуг, частного капитала и хедж-фондов от прямого кредитования. В частности, запрещено банкам, которые используют гарантии правительства, инвестировать средства вкладчиков в хедж-фонды и фонды прямых инвестиций в объеме, превышающем 3% от их капитала первого уровня, а равно владеть более чем 3% капитала таких фондов. Закон Гласса–Стиголла вообще предполагает разделение инвестиционной и прямой банковской деятельности.

Возможно, полагает эксперт, подобный механизм мог бы помочь и росту кредитования российской экономики через банковскую систему на российской почве. Была бы, во-первых, стабилизирована работа банков, а во-вторых, банки просто вынуждены были больше общаться с конечными потребителями, а не с финансовыми институтами. Но здесь необходима и вторая мера: повышение надежности кредитования для банков (то есть ужесточение требований к заемщикам), а также действительно серьезное удешевление кредитов. Впрочем, пока российский ЦБ не давал понять, что готов пойти на подобные меры.

Но задачи ЦБ – это обеспечение стабильного и устойчивого развития банковской системы, ее бесперебойное функционирование, поддержание заданного уровня денежной массы и уровня ставок с целью обеспечения запланированного уровня инфляции. Обязанность участия в кредитовании экономики не входит в число этих задач, напоминает директор департамента казначейства Росгосстрах банка Дмитрий Емелин. Это функционал коммерческих банков. Коммерческие банки конкурируют за внешние и внутренние источники финансирования и отвечают за их эффективное размещение с целью получения прибыли, но при этом они рискуют акционерным капиталом, что не может себе позволить Центральный банк.

Между тем банки очень заинтересованы в недорогом длинном финансировании. Программы потребительского и ипотечного кредитования населения, проекты развития промышленных предприятий, лизингового кредитования, строительства, как правило, требуют долгосрочного финансирования. Основой длинных ресурсов, помимо средств населения, могут являться, например, пенсионные и страховые резервы, стоимость которых не должна быть высокой. На сегодняшний день круг банков, имеющих доступ к данным ресурсам, очень ограничен. И задача надзорных органов и регуляторов – создать условия для расширения списка участников, но при этом снизить риск потери сбережений и их обесценения.

В настоящий момент дефицит ликвидности сохраняется, и банки по-прежнему активно пользуются инструментами рефинансирования, предоставляемыми ЦБ, соглашается аналитик Абсолют банка Александр Магунов. Однако спрос на них постепенно ослабевает – годовые темпы роста задолженности банков перед ЦБ постепенно снижаются с августа прошлого года. И понижение ставок, безусловно, усилит интерес банков к кредитам ЦБ и теоретически может снизить стоимость банковских кредитов для экономики. Но нужно учитывать также потенциальный спрос на кредиты, стоимость риска и инфляционные ожидания. Сейчас, когда есть острая потребность в долгосрочном фондировании, решение этой проблемы будет иметь более значимый эффект для экономики в долгосрочной перспективе.