"Черные ящики" все скажут

Геворг Мирзаян
доцент Департамента медиабизнеса и массовых коммуникаций Финансового Университета при правительстве РФ
18 июля 2014, 20:18

О возможных обстоятельствах падения на территории Донбасса малазийского лайнера «Боинг 777» в интервью Эксперту Online рассказал военный журналист Евгений Кириченко

Фото ИТАР-ТАСС

В украинских СМИ обвиняют в трагедии сепаратистов Донбасса. С технической точки зрения могли ли ополченцы решить столь сложную задачу, как ликвидация воздушной цели, летящей на такой высоте с такой скоростью?

Ну, во-первых, как мне известно, у ополченцев для выполнения такой задачи нет средств. У них есть лишь ПЗРК, позволяющие оператору сбивать объекты максимум на высоте 5 тысяч метров при условии их нахождения в зоне прямой видимости. Боинга, который летел на высоте 10 километров, с земли не видно, да и ракета с ПЗРК до туда просто не долетит. Его можно сбить либо зенитно-ракетным комплексом повышенной дальности типа «С-200», либо «Бук-М1». Однако «Бук» - это комплекс ПВО сухопутных войск, средство защиты от воздушных атак малоразмерных и маловысотных целей типа вертолетов огневой поддержки или крылатых ракет. Его не используют для поражения средств на дальнем расстоянии. К тому же нужно понимать, что установка с ракетами - это не весь комплекс. В него входит станция разведки цели, передвижной мобильный пункт управления, станция наведения ракеты. То есть как минимум 4-5 машин, связанных друг с другом.

Но у украинских военных комплексы под Донецком с недавних пор есть.

Если украинские войска перебросили туда несколько батарей «Буков» (в целом у Украины около 60 пусковых установок такого типа), то им нужны были сутки для того, чтобы все это запустить, оттестировать к выполнению задач. Однако непонятен смысл переброски этих батарей, если вспомнить, что у ополченцев лишь самодельные дроны. Вероятно, антироссийская истерия в умах украинских военных дошла до такой степени, что они считают вероятным атаки воздушных целей со стороны России.

Есть ли у российского Минобороны технические возможности для того, чтобы определить что именно произошло с Боингом? Через спутники или средства радиоэлектронной разведки?

Сейчас должна быть система предупреждения о ракетном нападении. Орбитальная группировка спутников на геостационарной орбите фиксирует любой пуск ракет - даже выпущенная на территории Америки ракета сразу будет замечена, и информация о ней будет передана в российские войска. Причем система фиксирует даже пуски сравнительно небольших ракет «Буков». Аналогичные средства контроля есть и у США.

Однако почему мы тогда молчим и не публикуем их?

Минобороны наверняка уже имеет объективную информацию о произошедшем, однако дело приобрело политический характер, и, видимо, идут консультации с Верховным Главнокомандующим. Окончательное решение может принять лишь он. Вспомните ситуацию с подлодкой «Курск», затонувшей после столкновения с американской подлодкой. Тогда решение принимал президент, и если бы военные вступили в боевые действия с американцами, то началась бы третья мировая война.

А как вы оцениваете версию о том, что Боинг мог быть обстрелян с воздуха?

Действительно, самолет мог сбить и истребителем. Я был несколько раз на полигоне, и видел, что остается от самолета-мишени, когда в него попадает ракета. Самолет превращается в решето после удара множественными поражающими элементами ракеты. Однако в обломках Боинга на земле нет следов этих поражающих элементов. Более того, видно, что ряд фрагментов были не порваны взрывом, а оторваны - например, крыло оторвалось по шву.

Нужно понимать, что дежурство расчетов ПВО сопряжено с дежурством гражданских диспетчеров, контролирующих воздушное движение. Они обмениваются информацией, и военные получают от гражданских всю информацию по всем гражданским целям, знают все их параметры. Не исключено, что сейчас украинские диспетчеры могли по какой-то причине не передать малазийский Боинг на сопровождение военным, после чего в воздух поднялись самолеты украинских ВВС.

Разве это повод для ликвидации борта-нарушителя?

Обычно если борт считается нарушителем границы, то его просто принуждают к посадке, а не сбивают. У нас после трагедии с южнокорейским Боингом в 1983 году поступали крайне аккуратно - поднималась пара перехватчиков, которая вступала в визуальный контакт с нарушителем и докладывала данные о нем оперативному дежурному. Затем они показывали знаками необходимость снижения. Если нарушитель не реагировал, то перехватчики занимали соответствующее положение и с помощью так называемой «спутной струи» заставляют его терять высоту. Возможно, летчики, увидев его раскраску, подумали, что это российский самолет. Однако сбивать его из-за цветов... Я не думаю, что на Украине дошли до этого. Да, на Украине с каждым годом все меньше специалистов в области ПВО, а украинская армия сильно деморализована - это видно даже по тому, как она воюет. Нет полноценного военного командования, идет постоянная ротация кадров, отдаются преступные приказы. Однако у нас же у всех общее советское военное воспитание, и большая часть советских офицеров никогда бы не стала выполнять тот приказ об обстреле «Градами» жилых кварталов. Когда аналогичные приказы отдавались во время чеченских кампаний, офицеры отказывались подчиняться, и дело доходило иногда до мордобоя и угрозой трибунала. Однако потом их оправдывали.

В любом случае, если самолет был атакован истребителем, то все это должно быт зафиксировано системой объективного контроля ПВО. С точностью до секунды можно определить все действия. Кроме того, все переговоры летчиков с диспетчерами фиксируются.

Возможно, что в итоге вообще выяснится, что самолет никто не сбивал. Возможно, в воздухе произошло какое-то событие, после чего он начал снижаться. Не исключено, что могло сработать взрывное устройство - даже небольшой взвыв в условиях стратосферы привел бы к разгерметизации самолета и гибели пассажиров. После чего он мог начать разламываться в воздухе. Расшифровка подскажет время и все обстоятельства трагедии.

Наконец, не исключена возможность открытой провокации. За несколько дней до трагедии ополченцы заявили о ликвидации транспортного борта Ан-26, который шел на высоте 6 тысяч метров. Чем они сбили, если у них есть только ПЗРК? И сбили ли они его сами - возможно, Ан-26 был предвестником Боинга. Там могло сработать взрывное устройство, летчики прыгнули с парашютами, а организаторы провокации начали изучать реакцию общественности, а также заявления ополченцев - возьмут ли те на себя ликвидацию самолета?

Но возможно его сбили российские средства ПВО

А какой смысл ему сбивать объект над территорией Украины? Все ведь документируется, и если со спутника можно разглядеть номер на машине, то уж пуск ракеты американцы могут зафиксировать с большой точностью - кто запустил, когда и в какую сторону ракета полетела. Нам эти игры не нужны, страна и без того в сложном положении.