Как Киев будет бороться с протестом

Геворг Мирзаян
доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ
1 марта 2015, 12:49
Фото: ТАСС/ Zuma

Минские соглашения продолжают выполняться. По крайней мере, со стороны ЛНР и ДНР. Так, ополченцы заявили о том, что 1 марта завершили отвод тяжелой техники от линии соприкосновения. Киев, конечно, выражает публичные сомнения по поводу подобных сообщений. «Мы не принимаем "фейковые" отводы тяжелой техники и артиллерии, которые нам пыталось продемонстрировать российское телевидение: выставили репортеров, показали колонну, которая выехала из этого места, проехала по дороге и вернулась назад. Когда инспектора ОБСЕ прибыли на место, где колонна  должна уже быть, чтобы убедиться в отводе, их туда не пустили, а когда допустили, там уже никого не было. Это не отвод», - заявил украинский президент. Однако к сожалению для официального Киева, ОБСЕ (которую украинские власти так усиленно пытались оттереть от процесса контроля за соблюдением перемирия) признает, что ополченцы реально отводят боевую технику от линии фронта и в этом плане соблюдают режим перемирия. Более того, наблюдатели фиксируют нарушение режима перемирия со стороны украинских войск - в своих отчетах они указывают на факты обстрелов Донецка и аэропорта столицы ДНР, находящегося под контролем ополченцев.

Выполнение ополченцами перемирия и признание этого факта со стороны ОБСЕ означает, что шансы на то, что перемирие продлится хотя бы несколько месяцев, растут с каждым днем. И понятно, что в эти несколько месяцев ополченцам нужно заняться решением экономических вопросов. «Блокада, которую ввела Украина, является серьезной угрозой. Мы не получаем, ни продукты, ни ГСМ», - заявил глава ДНР Александр Захарченко, и поставил подчиненным задачу наладить ввоз всех этих продуктов через российскую границу. Нужно понимать, что подъем экономики Донбасса и последующий возврат беженцев - это не просто гуманитарный вопрос. Это вопрос национальной безопасности, поскольку без увеличения мобилизационной базы ополченцам будет непросто подготовиться к возобновлению боевых действий.

Одновременно с этим Александр Захарченко предлагает Киеву начать политический диалог. «необходимо подкреплять выполнение "военных" пунктов Минских соглашений работой по экономическим и политическим пунктам. Учитывая тот факт, что некоторые из мер урегулирования, как особый статус Донбасса или конституционная реформа, требуют длительных согласований между Киевом, с одной стороны, и Донецком и Луганском, с другой, необходимо начать эту работу незамедлительно», - пояснил глава ДНР. Заявление абсолютно беспроигрышное - хотя бы потому, что Захарченко прекрасно знает ответ на него Киева и просто использует это предложение для формирования собственного имиджа миротворца и компромиссного лидера.

В свою очередь, у украинских властей есть более важные и насущные дела, нежели легитимация ДНР и ЛНР через переговоры с ними. Так, ключевой задачей Киева сейчас является спокойное прохождение через парламент непопулярных бюджетных поправок, которые требует МВФ. «Мы начинаем окончательные переговоры с комитетами, с профильными парламентариями, которые работают в налоговом, экономическом, таможенном, бюджетном комитете, чтобы до ночи воскресенья согласовать все технические моменты и в понедельник оперативно и быстро проголосовать», - говорит украинский премьер-министр Арсений Яценюк. И если не произойдет ничего неожиданного, то депутаты проголосуют за этот пакет. "На самом деле есть понимание у всех фракций, за исключением разве что "Батькивщины", относительно принятия законопроектов, предложенных Правительством, - пакета, который был согласован в рамках Меморандума с МВФ", - сказала представитель "Народного фронта" Виктория Сюмар. По ее словам, все понимают, что «сегодня принципиально важно стабилизировать ситуацию на валютном рынке, стабилизировать ситуацию в экономике». Однако не исключено, что к понедельнику появится фронда. Депутаты могут побояться голосовать за этот проект, поскольку у населения могут возникнуть вопросы о том, зачем сокращать расходные статьи бюджета ради кредита, первый транш которого (по словам министра финансов Украины Натальи Яресько) пойдет лишь на выплату внешних долгов и пополнение резерва НБУ.

Другим громким событием, которое может оказать большое влияние на дальнейший ход внутриполитического процесса стала гибель Михаила Чечетова. Бывший лидер Партии регионов не выдержал травли в украинских СМИ и выбросился из окна. «Оппозиционный блок», собранный из ошметков Партии регионов, выступил с гневными заявлениями. «Украинские власти своей циничной травлей и публичными унижениями довели Михаила Чечетова до отчаянного самоубийства. Именно поэтому "Оппозиционный блок" считает виновными в смерти Михаила Чечетова именно сегодняшнюю украинскую власть. И мы считаем это доведение беззащитного политического пенсионера до самоубийства преступлением против человечности», - говорится в заявлении партии. Однако сам президент не только отрицает факт травли, но и требует от правоохранительных органов ускорить и усилить «охоту на ведьм». «Параллели между самоубийством Чечетова и смертями высокопоставленных должностных лиц после Оранжевой революции в голову не приходят, потому что никаких заказных дел у нас нет и не будет. Более того, вызывает абсолютно закономерное возмущение не только не ускорение, но и затягивание  дел и с виновниками расстрела Майдана, и с ответственными за позорное голосование 16 января, и с грабителями и убийцами из прежней власти, сбежавшими из нашего государства», - заявил он.

В Киеве надеются, что продолжение этой политики позволит отвлечь внимание населения и предотвратить массовые акции протеста, которые ожидаются как со стороны обедневшего населения, так и со стороны разочарованных в отсутствии «перемоги» националистов. Некоторые депутаты, конечно, предлагают более радикальные меры ликвидации протестов. Так, нардеп Константин Матейченко (командир добровольческого батальона Артемовск) внес в Верховную Раду законопроект о уголовной ответственности за  «публичное унижение, надругательство, осквернение или иные действия, направленные на подрыв авторитета органов госвласти, местного самоуправления и объединений граждан Украины», а также за «циничное, пренебрежительное отношение и неприятие как отдельных структурных элементов системы государственного управления (его соответствующих органов), так и государства в целом». Однако вряд ли даже столь радикальный состав Верховной Рады как нынешний рискнет принять такого рода закон.