Поколение Zавтрашнего дня

Москва, 07.06.2019
Арсений Беленький, эксперт центра ПРИСП
Проведенное консалтинговой компанией Deloitte глобальное исследование ценностей и тревог мировой и отечественной молодежи показывает, что без глубинных политических реформ грядущие выборы в России и в мире могут привести к коллапсу нынешней политической системы.

ТАСС Автор: Сергей Бобылев

Миллениалы и представители поколения Z все больше разочаровываются в традиционных государственных и общественных институтах. Таков, пожалуй, главный вывод очередного масштабного исследования, осуществленного консалтинговой компании Deloitte за 2019 год, – уже восьмого по счёту. Несмотря на глобальный экономический рост, молодежь все больше чувствует свою неустроенность и нарастающую тревожность. И такой рост пессимистических настроений – болезненная реакция на внутренние трансформации современности, как технологического, так и социо-экономического порядка. Итоги опубликованного доклада основаны на опросе 13 416 миллениалов из 42 стран (включая и Россию), а также 3009 представителей поколения Z из десяти стран мира. К миллениалам эксперты отнесли людей, родившихся после января 1983 года и до декабря 1994-го, а к поколению Z – родивших уже после января 1995-го и до декабря 2002 года.

Можно констатировать, что российское молодое поколение, согласно исследованию Deloitte, не сильно отличается от западного. «Точки расхождения» между ними главным образом детерминированы спецификой исторического прошлого и современной российской социо-политической повесткой, которые, тем не менее, оставляют не столь существенный отпечаток. Наверное, это последствия глобализации информационной среды: интернет, кино-блокбастеры, мобильные приложения и т.д. не сильно отличаются от страны к стране. Это сильно выделяет молодёжь по сравнению со старшим поколением, которое выросло в совершенно разных цивилизациях. Политические лидеры России и других стран тщетно пытаются понять новое поколение и склонить их на свою сторону. Но чаянья и тревоги молодежи совсем другие.

Тревоги и радости

Так, основные тревоги миллениалов и представителей поколения Z в России связаны с коррупцией (38%), экономическим неравенством в обществе (36%), политической нестабильностью и войной (30%), проблемами здравоохранения (26%) и терроризмом (25%), в то время как общемировые тренды несколько иные. С глобальной перспективы молодежь больше всего тревожат проблемы, связанные с изменением климата (29%), а уже затем экономическое неравенство (22%), безработица (21%), преступность и личная безопасность (20%) и в самую последнюю очередь коррупция (20%) и терроризм (19%). Ясно, что эти различия продиктованы разницей в текущей экономической реальности: в России вопрос достойного дохода, и прямо вытекающие из него проблемы социального неравенства и коррупции, до сих пор остается острыми, тогда как в экономически более благополучных обществах на первый план выступают уже проблемы климатического порядка. Российская молодёжь больше нацелена на решение личных проблем и индивидуальных потребностей, что сильно контрастирует с коллективистским прошлым их родителей и общемировыми тенденциями.

В этом смысле закономерно и сильное различие в степени удовлетворенностью жизнью: если в России только 18% молодых людей довольны своим повседневным бытом, оценивая его в 8, 9 и 10 баллов из 10, то в мире столь же комфортно себя чувствует уже 29% опрошенных. Также, если привлекать данные из предыдущего опроса Deloitte, то уверенность российской молодежи в том, что экономическая и социальная ситуация в стране может измениться в ближайшее время в лучшую сторону, за два года снизилась почти в два раза. Мировой же показатель хоть и демонстрирует то же падение (на 45% меньше, чем годом ранее – это самый низкий порог за все годы исследований), однако все же не столь критичен. Не столь высоко и доверие российских миллениалов к правительству. Согласно исследованию, 27% опрошенных в России считают, что главные мировые проблемы могут решить исследовательские институты, в то время как только 22% заявили, что справиться с ними может и государство. В мире последний показатель выше – 29%.

Если же говорить о «точках совпадения» между молодым российским поколением и мировым, то они связаны с высокой мобильностью, карьерными целями и амбициями, отношением к бизнесу и общим недоверием к традиционным социальным и государственным инсинуациям. Так, две трети опрошенных миллениалов по всему миру считают, что проблемы экономического неравенства и безработицы связаны с тем, что значительная часть людей не получают достаточных возможностей для успешной самореализации. При этом проблемы социальной мобильности должны решать правительства, однако, по мнению респондентов (63%), для последних приоритетнее сохранение и усиление своей власти.

С огромным скепсисом миллениалы относятся к политическим и религиозным лидерам. 73% опрошенных отметили, что на сегодняшний день политики неспособны реализовывать благотворные и положительные проекты в мире; две трети молодых людей в том же ключе оценили и деятельность официальных представителей религиозных конфессий. Под ударом оказалось и доверие к традиционным средствам массовой информации: 43% миллениалов считают, что традиционные СМИ оказывают негативное влияние на мировую обстановку, а 27% вообще не доверяют официальным источникам информации. Активный поиск нетрадиционных информационных источников, очевидно, повысил влияние социальных сетей как альтернативного новостного поставщика. В итоге 71% опрошенных положительно оценивают, как активное использование смартфона, так и социальные сети, однако более половины миллениалов полагают, что физически будут чувствовать себя лучше, если сократят количество времени, проведенное в телефоне.

Цели и амбиции

Главная жизненная цель, которая объединяет миллениалов по всему миру – это путешествия (57% по миру и 70% в России). На втором месте стоит мечта приобрести дом (49%). Потребность же в создании семьи оттеснена желанием сделать что-то полезное для общества – 46% против 39%. Кроме того, заметно, что молодое поколение выбирает более активную карьерную стратегию: о потребности в частой смене работы заявило 61% опрошенных (в России этот показатель чуть ниже – 57%).

Продолжает снижаться уровень одобрения бизнес-организаций с точки зрения их положительного влияния на общество и экологию – этот показатель опустился с 61% (прошлый год) до 55%. Более того, 42% миллениалов заметили, что устанавливают хорошие деловые связи только с той компанией, которая благотворно влияет на социальное благополучие и состояние окружающей среды; в России этот показатель пока остается низким – только 22% опрошенных готовы отказаться от предложения работодателя, который не особенно заботится об экологических последствиях своей деятельности. Важным фактором при выборе места работы становится и внимание компании к гендерному и этническому равенству (54% среди опрошенных по миру и 45% по России).

Наконец, репрезентативны данные опросов, касающиеся личных амбиций миллениалов и представителей поколения Z. В большинстве своем эти люди хотят получать высокие зарплаты и быть богатыми, однако многие из опрошенных испытывают тревогу перед стремительными изменениями, которые постоянно приносит четвертая промышленная революция. В частности, 49% миллениалов считают, что постоянных рост технологий увеличивает и объем их должностных обязанностей. 46% респондентов полагают, что технологические изменения современности усложнят процесс трудоустройства, а 70% признались, что не обладают всеми необходимыми навыками для успешного карьерного роста.

В целом, можно сказать, что у миллениалов и поколения Z сложились свои специфические ценностные представления, во многом отличающиеся от тех, которые присущи поколению более старшему. И этот, в целом довольно понятный разрыв кажется по-своему существенным по нескольким причинам. В первую очередь, заметно, что, несмотря на региональную и культурную специфику, недовольство молодых людей по всему миру находится примерно на одном и том же уровне. Западная молодежь относится к правительствам своих стран с не меньшим скепсисом, чем в России. Более того, хоть опрос и показал, что угроза потенциально экологической катастрофы пока еще не особенно волнует российских миллениалов, однако они уже вполне разделяют ценности солидарности, социальной ответственности, также высоко оценивают карьерную мобильность и с таким же подозрениям относятся к традиционным СМИ.

Очевидно: глобальные тренды все больше унифицируют локальную социальную пестроту. И этот тезис кажется особенно важным для России, которая приближается к важному транзитному циклу – к выборам 2021, 2024 и  2030 годов, на которых именно этим двум поколениям предстоит решить судьбу политической системы. Необходимость серьезной трансформации своего «послания» – риторики, способов коммуникации и методики целеполагания – стоит перед современными российскими политическими лидерами с предельной остротой. Тот «портрет» молодого поколения, который вырисовывается из данных доклада Deloitte, пока что совершенно не вписывается в современный политический ландшафт России, и без значительной его перестройки пессимизм этого поколения в какой-то момент может обернуться яростью или полной индифферентностью.

У партнеров




    Продается завод металлоконструкций в Красноярском крае

    Действующее предприятие с многолетней историей - Восточно-Сибирский завод металлоконструкций (г. Назарово, мкрн Промышленный узел, 8) выставлен на торги.

    Почему важно делать новую бизнес-модель данных прямо сейчас?


    Город для промышленника

    Импортозамещение — явление, к которому Россия обращается с завидной регулярностью, особенно не в самые благополучные времена

    Очищая «ржавый пояс»

    Москва включается в мировую гонку редевелопмента территорий — путь которым шли все мировые мегаполисы. Это один из самых эффективных способов развития города

    Альфа-банк вернет деньги за «Такси» и «Еду»

    Альфа-банк и «Яндекс» запустили совместную карту: по самым популярным сервисам «Яндекса» можно получить кешбек до 10%

    Электромеханическое проектирование с Solid Edge

    Создание сложных интеллектуальных изделий требует применения инструментов электромеханического проектирования. И в этом помогает Solid Edge.

    Запущен новый виток исследований достижений российских университетов

    Активное развитие передовых российских университетов демонстрирует их постоянно растущая видимость на международном уровне.

    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    Новости партнеров

    Tоп

    1. Гисметео, прогноз погоды на 14 дней: никто не ожидал такого поворота
      Гисметео, прогноз погоды на 14 дней: никто не ожидал такого поворота
    2. Российские учёные создали высокоустойчивый композит для ядерных реакторов нового типа
      Российские учёные создали высокоустойчивый композит для ядерных реакторов нового типа
    3. Гисметео, прогноз погоды на неделю: синоптики вынесли новый вердикт
      Гисметео, прогноз погоды на неделю: синоптики вынесли новый вердикт
    Реклама