Для импортного бензина наступил час Х

Москва, 26.06.2020
До 15 июля в правительстве должны решить, стоит ли досрочно разрешить импорт нефтепродуктов. Мнения профильных ведомств разделились.

Егор Алеев/ТАСС

Федеральная антимонопольная служба предложила разрешить поставки в Россию импортного топлива или хотя бы сократить срок запрета на поставки продуктов нефтепереработки из-за рубежа. Если даже эта мера и не сработает сразу — бюрократические процедуры потребуют много времени, — то и хуже не будет — психологическое влияние на рынок она, несомненно окажет. Такое мнение высказал в интервью «Интерфаксу» начальник управления регулирования топливно-энергетического комплекса и химической промышленности ФАС Армен Ханян.

Минэнерго, напротив, считает, что запрет на импорт топлива необходимо сохранить — в стране производится достаточно собственного топлива для того, чтобы удовлетворить просевший из-за коронакризиса спрос — на 10-15% ниже июня 2019 года. Возможность досрочной отмены ограничений на импорт топлива стоит рассматривать после нормализации рыночных условий, а пока нужно внимательно мониторить ситуацию.

Под прессом демпфера

«Действие запрета не сказывается на ситуации с топливообеспечением регионов - предприятия нефтепродуктообеспечения, автозаправочные станции и аэропорты обеспечены топливом в полном объеме, а запасы в большинстве регионов превышают нормативный показатель в 10 суток, а товарные остатки держатся на уровне 1,4 млн т», - подчеркивают в Минэнерго.

Несмотря на просевшие цены на нефть и укрепление рубля в предыдущие три месяца, цены на бензин в РФ обновили рекордный максимум на прошлой неделе, напоминает управляющий партнер Exante Алексей Кириенко. И всё это на фоне существенного падения внутреннего спроса. Вероятно, полагает аналитик, такой перекос в динамике розничных цен в сравнении с глобальной картиной и заставил ФАС поднять вопрос о снятии ограничений.

Стоит отметить, продолжает эксперт, что ранее правительство РФ утвердило двукратное снижение нормативов по обязательной продаже нефтепродуктов через биржу, в частности, для автомобильного бензина они снизились c 10 до 5% (оно будет действовать до 1 июля). Сейчас, когда цены на нефть упали, нефтяные компании стараются придерживаться минимальных квот на продажу нефтепродуктов внутри страны, чтобы снизить выплаты в бюджет по демпферому механизму. Необходимость выплачивать демпферный акциз делает более выгодным экспорт нефти и ее производных даже при низких ценах на зарубежных рынках. Демпфер вкупе с ограничениями на экспорт топлива привели к росту цен на бензин: тяжесть налога нефтепереработчики, естественно, переложили на плечи конечных потребителей.

Зачастую ограничения импорта - это проинфляционная мера, поэтому она рассматривается лишь в краткосрочной перспективе. Резкий рост цен на топливо способен подорвать экономический рост - хрупкий и неустойчивый. Снятие ограничений на импорт может сыграть против инфляции, хотя и незначительно. Скорее всего, ожидает Алексей Кириенко, запрет будет снят лишь после существенного роста внутреннего спроса. В этом случае рост средней цены на бензин в России может приостановиться, но в целом стоимость бензина не снизится.

Стоимость бензина все еще держится на крайне высоких отметках, отмечает и эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев, но отечественным НПЗ потребуется время для наращивания производства и удовлетворения внезапно возникшего спроса. Дело в том, после ввода карантинных мер в апреле объемы потребляемого топлива рухнули почти на 70%, вследствие чего возникли серьезные проблемы с хранением топлива, так как все склады оказались забиты. Чтобы как-то справиться с ситуацией, было принято решение сократить переработку и отправить заводы на ремонт. Когда ограничения, введенные из-за пандемии коронавируса, внезапно отменили, спрос на топливо резко возрос, а на рынке возник дисбаланс. 

Движение вверх

Особой потребности в импортном бензине нет, так как отечественные производители способны полностью удовлетворить все внутренние потребности страны, указывает эксперт. По мере наращивания производства со стороны НПЗ оптовые цены должны пойти вниз, но о каком-то действительно ощутимом падении цен речь не идет. Ограничения на импорт помогают НПЗ, но оказывают негативное влияние как на оптовые цены, так и розничные. Кроме того, давление оказывает демпфирующий механизм, благодаря которому бюджет может получить к концу года дополнительные 600 млрд рублей.

Главная проблема отечественного рынка в том, что маржа между оптовой ценой и розничной всегда была небольшой, указывает Геннадий Николаев. Теперь же реализация топлива, приобретенного по текущим ценам, вполне может привести к операционным убыткам. С середины мая средняя отпускная цена АИ-95 на АЗС по России увеличилась на рубль, но это далеко не предел: в ближайшие месяцы стоимость литра способна вырасти до 27,50 рублей. 

Для того чтобы сделать бензин более дешевым, необходимо отменить демпфер и запрет на импорт. Однако, констатирует Геннадий Николаев, подобной задачи перед правительством не стоит: бюджету нужны деньги, а получить их в текущих условиях можно лишь за счет внутреннего рынка. Поэтому рассчитывать на скорую отмену ограничений не стоит - это попросту невыгодно никому, кроме автомобилистов. 

Новости партнеров







Мировые эксперты представили достижения «Индустрии 4.0» на конференции по цифре

Мировые лидеры цифровой индустрии, ведущие университеты и научно-исследовательские центры представили на конференции достижения в области цифровизации и поделились опытом внедрения разработок в крупных транснациональных и отечественных промышленных компаниях

Аналитики данных захватывают рынок труда

В ближайшие пять лет одной из самым популярных вакансий станет специалист по обработке данных. В целом, для рынка это не новость, а вот для молодых специалистов, получивших образование совсем в других областях – большой вызов

Мясо вместо танков

Поставки российской сельскохозяйственной продукции за рубеж уже превысили доход от экспорта оборонно-промышленного комплекса. О том, как Россельхозбанк поддерживает это наступление, рассказывает первый зампред правления банка Ирина Жачкина

Ставки сделаны

Власти Москвы одобрили проект бюджета на 2021 год и на плановый период 2022–2023 годов. Мэрия делает упор на социальные программы и наиболее важные инфраструктурные проекты

Живучий Honor для всей семьи

Производитель мобильных и носимых гаджетов Honor выводит на российский рынок новый смартфон Honor 10X Lite с блоком камер из четырех модулей и самой быстрой зарядкой, доступной в среднем ценовом сегменте. «Эксперт» разобрался в ключевых особенностях новинки и выяснил, почему стоит обратить внимание на новый смартфон.

«Векторы развития медицинского бизнеса. Быть первым: преимущество или испытание?»


Новости партнеров

Tоп

  1. Госкомпании Китая одна за другой объявляют дефолт
    Экономика Китая показывает едва ли не лучшие темпы восстановления от кризиса, вызванного пандемией коронавируса, однако сквозь внешнюю красивую оболочку начинают просачиваться серьезные проблемы
  2. Почему Санду будет трудно увести Молдову на Запад
    Президентские выборы в Молдове завершились победой прозападной Майи Санду над пророссийским Игорем Додоном. Правда, вовсе не факт, что это событие приведен к решительной смене внешнеполитического курса страны. Такова специфика Молдовы: от президента тут не так уж и много зависит
  3. Рубль может стать «идеей года»
    По оценке АКРА, до 2024 года российская валюта будет плавно расти. Аналитики с оговорками готовы согласиться с таким прогнозом, обращая внимание на три основных фактора, требующих мониторинга: динамика доллара относительно других валют, стоимость нефти и направление потоков капитала
Реклама