Общий объем продаж электромобилей BEV (оснащенный только электродвигателем) на пяти крупнейших рынках Европы (Франция, Италия, Испания, Германия, Великобритания), Китая и США вырос на 10% в первом квартале по сравнению с первым кварталом прошлого года и достиг 1,685 млн единиц. Также исследователи отметили небольшой, но быстрорастущий голландский рынок — там объем продаж увеличился на 19,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Впрочем, этот рост не идет ни в какое сравнение с увеличением продаж гибридных автомобилей рынка PHEV (Plug-in Hybrid Electric Vehicle, который сочетает в себе два двигателя: электрический и внутреннего сгорания)
Так, если продажи BEV на внутреннем рынке Китая выросли на 14,8% в первом квартале 2024 года, то рынок PHEV прирос на 76,7% за тот же срок. В других странах сравнение не столь показательное. Скажем, в США за квартал было продано 320 тыс. PHEV и 256 тыс. BEV. В целом, по основным рынками гибриды обгоняют pure electric cars, хотя разрыв между ними неуклонно сокращается.
Выбор в пользу PHEV, поясняют авторы исследования, обусловлен более выгодной ценой и большим запасом хода электромобилей, в то время как сохраняющаяся неопределенность в отношении зарядной инфраструктуры не позволяет потребителям уверенно планировать длинные маршруты на электромобилях BEV.
Приобретение PHEV можно рассматривать как первый шаг потребителей к отказу от автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, считают авторы исследования Если покупатель останется доволен гибридным автомобилем, то в дальнейшем у него появится больше желания приобрести полностью электрический автомобиль, особенно по мере того, как увеличивается дальность движения и появляется зарядная инфраструктура, которая пока далека от совершенства. Впрочем, как минимум на российском рынке отношение к гибридам довольно настороженное.
В целом, мировой рынок гибридов и электрокаров становится полем битвы между молодым китайским автопромом и традиционными автомобильными производителями «коллективного Запада». Причем основная конкурентная борьба будет происходить в сегменте компактных автомобилей — основе частного автопарка Западной Европы.
Экспорт PHEV из Китая на мировые рынки вырос на 159,9% в первом квартале по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 59 тыс. единиц. А европейские и американские производители не могут существенно нарастит производство BEV и PHEV, поскольку импортируют (в основном из Китая) почти все сырье и компоненты, а также часть оборудования для производства элементов питания. Отчасти с этим связан отказ Apple от выпуска собственного электромобиля. Фактически повторяется история со смартфонами: Apple создала новый рынок, выпустив iPhone, но теперь теряет его под давлением китайских и индийских производителей с дешевой продукцией. Так и Tesla, сформировав моду на электромобили, сейчас постепенно уступает лидерство китайским маркам, наращивающим производство.