Взял чемодан — и на Восток!

Москва, 04.12.2006
«Обзоры стран» №8 (13)
Имея колоссальный туристический потенциал, Япония использует его пока не слишком эффективно. Чтобы исправить ситуацию, власти активно продвигают новые программы по привлечению иностранцев

Судя по цифрам, туризм — одна из крупных отраслей японской экономики. Доходы лишь от иностранных путешественников в стране, по разным оценкам, достигают 1–1,5 трлн иен, или порядка 8,5–12,5 млрд долларов. А в целом вклад туриндустрии в национальную экономику в 2005 году составил 24,5 трлн иен, или 5,8% ВВП. Вместе с тем тот же туризм — одна из немногих в Японии отраслей, имеющих отрицательный баланс: расходы японцев на зарубежный туризм значительно превышают доходы от приезжающих иностранцев, как и число выезжающих за рубеж японцев превосходит поток посещающих страну гостей.

И это притом, что сама Япония обладает всем необходимым для настоящего паломничества иностранцев. Во-первых, климатическое и географическое разнообразие — острова протянулись от умеренной субарктической зоны до субтропиков и тропиков. Во-вторых, это страна уникальной культуры, бережно хранимых традиций и десятков тысяч фантастически интересных памятников и других туристических объектов, 12 из которых включены в список мирового наследия ЮНЕСКО. Наконец, в Японии очень высокий сервис и уровень личной безопасности туристов.

Учитывая это, развитию иностранного туризма в Японии в последние годы стали уделять повышенное внимание на самом высоком уровне. Так, правление недавно ушедшего в отставку Дзюнъитиро Коидзуми ознаменовалось принятием амбициозной программы «превращения Японии в великую туристическую державу». В 2003 году стартовала кампания «Посетите Японию», развернутая под лозунгом «Добро пожаловать в Японию». Ее цель — к 2010 году удвоить поток приезжающих туристов, доведя его до 10 млн человек в год. Премьер-министр даже сам снялся в ролике для кабельного телевидения США и Европы, где на прекрасном английском приглашал в Японию.

Результаты не замедлили сказаться: в 2005 году в страну приехало 6,7 млн человек против 5,2 млн в 2003-м. Правда, в большой степени это было связано со всемирной выставкой «Экспо-2005»: за полгода ее посетило свыше 22 млн человек (включая внутренних туристов), в то время как организаторы рассчитывали на 15 млн. Поднять планку удалось за счет продуманной организации дела: помимо выставки гостям предлагалось более 90 семи-десятидневных экскурсионных туров по самым разным уголкам Японии.

Сегодня можно говорить о новом этапе туристического промоушна. На завершившейся в ноябре 2006 года мировой торговой ярмарке путешествий в столице Великобритании (которая лидирует среди европейских стран по числу туристов, посещающих Японию) официально стартовала новая кампания «Cool Japan — слияние с традицией». По сути дела, запущен новый бренд: эта программа нацелена на молодежь. С ее помощью в Японии надеются расширить контингент прибывающих туристов — пока сюда в основном едут супружеские пары старше 50 лет. В рамках кампании организаторы хотят показать, что «Япония — это не только гейши, сумо, сады, буддистские храмы и гора Фудзи, а Токио наряду с Нью-Йорком, Парижем и Лондоном является одним из мировых центров, формирующих новые тенденции и предпочтения в питании, моде, поп-культуре».

Одновременно японцы делают все, чтобы туристы чувствовали себя комфортно. И это несмотря на то, что уже много лет Японию называют страной избыточного сервиса. Куда бы вы ни пришли — в гостиницу, ресторан, магазин, — вы везде желанный гость, и служащие собьются с ног, чтобы вы были довольны (недаром ведь слова «гость» и «клиент» даже обозначаются одним иероглифом).

Для привлечения в страну большего числа гостей было решено упростить положение тех, кто не владеет японским языком. Ведь отсутствие информации на понятных языках ограничивает возможности самостоятельного передвижения по стране, а следовательно, и интерес к такого рода путешествиям. Поэтому, к примеру, всем линиям и станциям токийского метро были присвоены индексы и номера — иностранцам теперь не нужно запоминать непривычные названия.

Серьезную проблему представляет и высокий уровень внутренних цен в Японии. Поэтому ставится задача создания туристических продуктов, обладающих международной конкурентоспособностью. Все шире используется и система welcome card, в рамках которой иностранцы получают скидки на транспорте, в некоторых музеях. Более того, во многих странах теперь предоставляется такая услуга: собираясь в путешествие по Стране восходящего солнца, можно еще дома купить специальный проездной билет на железные дороги, дающий право безлимитного передвижения по всей Японии в течение определенного срока (за исключением поездов-экспрессов).

За счет подобных мер японцы рассчитывают за короткий срок существенно повысить отдачу от въездного туризма, превратив его в еще более эффективный источник стабильного дохода.

У партнеров

    «Обзоры стран»
    №8 (13) 4 декабря 2006
    N08 (13) 4 декабря
    Содержание:
    Смена кабинета или смена курса?

    Сообщив о грядущих реформах, новое японское правительство пока лишь модернизирует политику своих предшественников

    Реклама