"Зелень" и "серость": пора попрощаться

Времена, когда все мечтали получать зарплату в долларах, уходят. Главной конвертируемой валютой на отечественном рынке труда становится рубль

Сейчас для тех, чья зарплата привязана к плавающему курсу доллара, день получки -- праздник со слезами на глазах. Американская валюта скатывается все ниже и ниже, соответственно уменьшается и зарплата. С начала года стоимость доллара по отношению к рублю упала на 5%. Эксперты сходятся в том, что если не произойдет какого-нибудь традиционно нежданного кризиса, отвоевать сданные позиции денежному послу США в ближайшие годы вряд ли удастся. Вера в исключительные сберегательные способности доллара у россиян серьезно ослабла. Главное подтверждение этого -- доллар медленно, но верно исчезает из зарплат наших сограждан. Об этом уже можно говорить как о явной тенденции, набирающей обороты.

Псевдостраховка

Формально доллар в нашей стране никогда не фигурировал в зарплатных ведомостях -- подобных расчетов российское законодательство просто не предусматривает. Официально все выплаты штатным сотрудникам обязаны производиться только в национальной валюте. Исключение составляют внештатные работники. Они получают сдельную оплату, поэтому в заключаемом с ними договоре подряда сумму вознаграждения разрешается обозначать не в рублях. В реальности же на рынке труда, как и во всей финансовой системе, с начала 90-х основной расчетной единицей стал доллар. Зарплату стали выдавать либо непосредственно в долларах, либо в пересчете на рубли, обычно по курсу Центрального банка. При скачущей инфляции и падающем рубле американская валюта представлялась скалой, о которую разбиваются напасти отечественной экономики. Доллар был страховкой от обесценивания доходов и накоплений.

Но ничто не вечно под луной, и теперь иметь долларовые зарплаты невыгодно. "Работники, получающие зарплату в долларах, сейчас чувствуют себя отчасти обманутыми, -- говорит исполнительный директор Ассоциации консультантов по подбору персонала (АКПП) Валерий Оськин. -- Они устраиваются на работу, оговаривая с работодателем свою зарплату в долларах, а тот падает. Это вызывает нервозность в компании и нестабильность в отношениях работодателя и работника".

По словам эксперта, все чаще в резюме кандидатов встречается пункт об обязательном расчете зарплаты в рублях. "Пока это еще не приняло массового характера, но тенденция прослеживается явная", -- отмечает г-н Оськин. "Если еще три года назад соискатели обозначали желаемый оклад исключительно в долларовом эквиваленте, то сейчас все стремятся получать зарплату, зафиксированную в рублях, -- говорит гендиректор рекрутинговой компании Human Capital Татьяна Стельмашенко. -- Если компания зарплату все же предлагает в долларах, то сразу начинается торг по поводу курса".

По данным опроса, проведенного в начале мая ВЦИОМ, 87% россиян предпочли бы получать зарплату в рублях. Приверженцев иностранной валюты оказалось в 12 раз меньше: в евро хотели бы видеть свой оклад 4% респондентов, в долларах -- всего 3% опрошенных. Работодателям, не желающим терять сотрудников, приходится подстраиваться под новые рыночные требования. По оценкам экспертов, переход зарплат на рубли стартовал еще полтора-два года назад, когда доллар начал ползти вниз. По данным исследования Ernst & Young, количество компаний, устанавливающих зарплату в долларах, сокращается быстрыми темпами (см. график 1). По сравнению с опросом 2004/2005 года в опросе за 2005/2006 год фирм, рассчитывающих зарплату в долларах, стало на треть меньше, а устанавливающих оклады в рублях -- на 55% больше. "Рублевые" компании впервые доминируют в опросе. Начиная с этого года работодатели активнее идут на пересмотр валютных зарплат в сторону рублевых. "Только с декабря по январь 5% компаний ушли от расчетов в валюте к рублям, -- говорит менеджер компании Ernst & Young Екатерина Ухова. -- И судя по тому, как ведет себя курс доллара, эта тенденция продолжится и, скорее всего, даже усилится".

От долларов постепенно отказываются даже работающие в России иностранные фирмы. По словам Татьяны Стельмашенко, еще в прошлом году западные компании стали активно переходить на расчет зарплаты в евро. По оценке гендиректора Human Capital, сейчас свыше 50% инофирм привязали оклады к валюте Евросоюза.

Подавляющее число россиян — 87% — предпочли бы получать зарплату в рублях. В евро хотели бы видеть свой оклад 4%, а в долларах и того меньше — всего 3% опрошенных

Хотя не все так однозначно. Раз и навсегда отвязаться от доллара, доверив себя рублю, что называется, и хочется и колется. А вдруг доллар рванет вверх?! Финансовый директор издательской группы "Эксперт" Артемий Карпычев убежден, что жалеть о расставании с долларом не стоит: "Считается, что зарплаты были в долларах потому, что была высокая инфляция, и тем, что оклад был зафиксирован в валюте более крепкой, чем рубль, люди были защищены от снижения покупательной способности своих доходов. Но это утверждение в глобальном масштабе не работает. Как только случается серьезное колебание курса, компании сразу же обрезают номинальный размер зарплаты или устанавливают выгодный для себя курс расчета. Это наглядно показал кризис 1998 года. Утверждение, что доллар от чего-то спасает, не более чем фикция". Долларовая страховка работает при слабых колебаниях курса, когда же происходит резкий скачок, работодатель меняет правила игры.

Курсовая работа

Практика, когда зарплата рассчитывалась и выплачивалась в иностранной валюте, если и не ушла в небытие, то близка к тому. Большинство компаний лишь номинируют зарплату в долларах или евро, а выдают ее по курсу в рублях. Выдавать наличную валюту неудобно -- компании самой придется ее покупать. В опросе ВЦИОМ лишь 2% респондентов сообщили, что получают зарплату в долларах, а тех, кому оклад выдается в евро, не набралось даже 1%.

До недавних пор проблема расчета рублевого эквивалента долларовой зарплаты решалась просто: деньги выдавали по курсу Центробанка на день получки. Такая схема при затяжном падении доллара радости у зарплатополучателей не вызывала. "Люди чувствуют себя неуверенно, и руководство компании иногда вынуждено отказываться от плавающего курса ЦБ РФ и устанавливать внутрикорпоративный фиксированный курс", -- говорит Татьяна Стельмашенко. Новшеством это не является. Но с начала текущего года, как отмечают эксперты, все больше компаний стало перестраиваться на такую схему оплаты. Если раньше, как правило, курс устанавливался на весь год, то теперь из-за быстрого снижения доллара срок фиксации многие сокращают до полугода, а то и меняют курс каждый квартал. Впрочем, большинство не перешедших на рубли фирм продолжают рассчитывать зарплату по плавающему курсу. Причина на поверхности -- желание сэкономить за счет собственных сотрудников: чем ниже курс, тем меньше расходы на фонд оплаты труда. Компании, играющие с курсами, по сути, сами себе роют яму. "В глобальной перспективе для самой компании это будет невыгодно, потому что начнут увольняться сотрудники, -- считает Артемий Карпычев. -- Они будут уходить в фирмы, где играют по другим правилам. Поэтому те компании, которые не смогут гарантировать стабильность в зарплате, просто не выживут, в них никто не захочет работать". С ним согласен Валерий Оськин, считающий, что лояльное отношение сотрудников сегодня гораздо дороже, чем выигрыш работодателя от колебаний валютных курсов.

Сейчас у работодателей есть три варианта действий: постоянно индексировать валютные зарплаты, вводить фиксированный внутрифирменный курс или переходить на рубли. Большинство компаний с индексацией не связываются и выбирают между оставшимися двумя вариантами. Вопрос, чему отдать приоритет, в основном актуален для московских и петербургских топ-менеджеров, в регионах выбор сделан уже давно. Опрос, проведенный для D` в мае 2006 года исследовательским центром АКПП совместно с российскими рекрутинговыми агентствами, подтвердил этот вывод (см. график 2). В рамках опроса была обобщена практика более чем 10 тыс. работодателей из 28 городов России включая Москву. Валютные зарплаты за пределами МКАД занимают лишь треть рынка, в то время как в Москве -- более половины. В провинции валютные зарплаты не получили широкого распространения. "В регионах, в отличие от Москвы, не было или почти не было иностранных компаний и совместных предприятий с иностранным менеджментом и учредителями. Поэтому даже в далекие девяностые годы не было традиции выплачивать зарплату в долларах. Даже когда было выгоднее получать в долларах, всегда и почти всем платили в рублях, просто потому, что менеджменту и учредителям были понятнее зарплаты в рублях", -- говорит директор компании "ВидеоИнтернешнл-Ярославль" Александр Кукин.

Вразумительного ответа, почему бы всем работодателям не перейти на рубли, нет и у самих топ-менеджеров компаний. "Перейти на расчеты в рублях компаниям мешает, наверное, какая-то предвзятость. Они просто привыкли так работать. Других причин для этого не вижу", -- говорит первый заместитель правления Инвестсбербанка Константин Богомазов. Артемий Карпычев соглашается: "Люди, которые занимаются финансами, опасаются нового, рационального же объяснения такому поведению у меня нет".

Рубль не всегда "обеляет"

Вероятно, что-то серьезно менять в отношении фонда оплаты труда компаниям мешают сложности двойной бухгалтерии и отработанность зарплатной "схемотехники". Хотя переход к рублевым окладам и не равнозначен "белой" зарплате. Если вам платят наличной валютой -- у вас "серый" оклад. Но даже если заработок обещают исключительно в рублях, это не означает, что у вас будет "белая" зарплата. Официальная часть оклада выдается в рублях или зачисляется на "зарплатную" банковскую карту, а все остальное человек получает в обход легальной бухгалтерии: в конверте или в виде страховых премий и аннуитетов, выплачиваемых через страховые компании. Делается это в обход закона.

При "конвертных" схемах декларируемая для налоговиков сумма редко дотягивает даже до половины реально выплачиваемой зарплаты или даже ограничивается размером прожиточного минимума. Повсеместно встречаются и фирмы, в которых, судя по бухгалтерской отчетности, зарплаты даже меньше прожиточного уровня. Таких организаций к концу прошлого года лишь в Москве налоговики насчитали около 60 тысяч. Во всех этих фирмах по документам зарплаты были ниже установленного столичным правительством прожиточного минимуму в 4815 рублей. Особо возмутило фискальщиков, что в каждой четвертой компании оклады не дотягивали даже до 1100 рублей, то есть действующего минимального размера оплаты труда. Терпение сборщиков налогов, похоже, кончилось: руководство московского управления пообещало, что все компании с подозрительно низкими зарплатами будут находиться на особом контроле. В том, что это не пустые слова, предприниматели уже не сомневаются. В мае этого года московское управление Федеральной налоговой службы сообщило, что разработан "порядок автоматизированного отбора и мониторинга налогоплательщиков с низким уровнем зарплаты для выявления организаций, работающих по теневым схемам ее выплаты". При всех московских налоговых инспекциях созданы специальные зарплатные комиссии. Пару раз в месяц на заседания таких групп вызываются руководители компаний, подозреваемых в занижении окладов сотрудников. Директорам объясняют, что если в их компаниях по-прежнему будут практиковаться вызывающе маленькие зарплаты, то "по-хорошему" разговаривать с ними уже не будут. На таких профилактических беседах побывали представители уже более 500 московских фирм, руководители 400 компаний пообещали повысить зарплату. В 70 компаниях провели индексацию, не дожидаясь визита к фискальщикам, сразу же по получении приглашения в инспекцию.

Как правило, чем крупнее фирма, тем больше в ней доля "белого" оклада. "Более крупные компании на виду, в том числе и у налоговиков. Кому интересна всякая мелочь, а вот за более или менее крупными, состоявшимися компаниями пристальнее следят. Поэтому размер 'серых' зарплат у них меньше", -- говорит директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев.

Все больше компаний приходят к выводу, что выплачивать зарплаты в полном соответствии с российским законодательством чрезвычайно важно для репутации.

Эксперты уже заговорили об активизации тенденции к "обелению" зарплат и отмечают усиливающуюся динамику в данном направлении. Впрочем, никаких подтверждающих статистических данных на этот счет не существует. Даже в Минфине долю "теневых" зарплат оценивают приблизительно -- в 30% от реально выплачиваемых окладов. Летом 2005 года фонд "Общественное мнение" провел опрос, в ходе которого 17% работающих россиян заявили, что получают зарплату неофициально. Если сравнить этот показатель с результатами аналогичного исследования 2001 года, то увидим, что доля трудящихся с "серой" зарплатой за четыре года возросла на 2%. Однако аналитики в один голос твердят, что "конвертных" выплат становится меньше. Игорь Николаев считает, что за последние три года объем "серых" зарплат уменьшился в два раза. А Татьяна Стельмашенко указывает на то, что уже сейчас многие российские холдинги выплачивают исключительно "белую" зарплату. "Последнее время, маркетируя компанию, мы спрашиваем руководителей, 'белую' или 'серую' они выплачивают зарплату, чаще в ответ слышим: 'белую'. И количество таких фирм увеличивается", -- говорит генеральный директор Human Capital.

Все больше российских компаний пытаются привлечь зарубежных инвесторов и планируют проводить IPO, а чтобы стать понятнее для потенциальных акционеров, им приходится делать бизнес максимально прозрачным, в том числе и в плане зарплат. Поэтому они просто вынуждены "обеляться". Стимулирует к выводу зарплат из тени и жесткая политика властей в отношении уплаты налогов. Сейчас даже законные способы оптимизации налогообложения стали вещью весьма рискованной. "По статистике, количество выигранных государством судебных дел, связанных с уходом от налогов, из года в год растет, как и количество отправленных за это в тюрьму людей", -- отмечает Артемий Карпычев.

Необходимость зарплатной "серости" предприниматели оправдывают высокими налоговыми ставками на фонд оплаты труда. Если подоходный налог, который уплачивает сотрудник из своего кармана, составляет приемлемые 13%, то работодатель на сумму зарплат всех своих сотрудников в пользу различных бюджетов и социальных фондов должен начислить и отдать 26%, фактически изъяв эти деньги из оборота.

Сколько компаний выплачивает «серые» оклады, не знает никто. В Минфине долю теневых зарплат оценивают приблизительно в 30% от реально выплачиваемых сумм

Правительство снизило ставку ЕСН (единый социальный налог) с 35,6% до 26% с 1 января 2005 года. Однако эффект не оправдал ожиданий: платить ЕСН стали меньше. Предприниматели объясняют это тем, что опускать ставку надо было более радикально, например до 15%, тогда бы, мол, это могло повлиять на ситуацию.

Но дело не только в ставках. Люди уверены в том, что они пристроят деньги лучше, чем государство. Ведь все равно качественную медицину, например, или дошкольное учреждение придется оплачивать дополнительно, с "чистой" зарплаты, хотя государство и декларирует свои гарантии по этим социальным направлениям.

Чиновники по-прежнему упирают на эффективность налогового кнута, однако все большие надежды возлагаются на инициативу снизу -- люди должны задуматься о пенсии. Немаловажная причина для "обеления" зарплат -- нынешний бум потребительского и ипотечного кредитования: легальная зарплата гарантирует более выгодные условия займа. "Молодым людям сейчас важно иметь официально подтверждаемый доход, -- рассказывает Татьяна Стельмашенко. -- Если у кандидатов есть два предложения работы: одно с 'серой', а другое с 'белой' зарплатой, все выбирают 'белую'. В такую компанию идут, даже если им предлагают на десять-двадцать процентов меньше, чем в фирме с 'конвертной' зарплатой. Хотя еще два года назад для соискателей легальность получаемого оклада не представлялась столь важным фактором при выборе работы". Всплеск негативного восприятия перспектив "серой" зарплаты в кадровых агентствах стали фиксировать начиная с прошлого года. Маховик запущен, но когда он раскачает "конвертную" систему, сказать никто не берется.