Не нефтью единой

Александр Шумилин
13 марта 2000, 00:00

Почему азиатский кризис не затронул Арабские Эмираты

Пассажиры, прибывающие в эти дни в аэропорт Дубая, заметно удивляются повышенному вниманию к ним со стороны целых стаек разряженных азиатских (индийских и филиппинских) девушек. Есть отчего впасть в недоумение: если в ответ на расспросы гости подтверждают, что намерены оставаться в Дубае до 31 марта (все равно сколько дней), то девушки с ходу вручают им небольшие подарки и тут же заполняют бланк полной медицинской страховки на срок их пребывания. Большинство иностранцев, как правило, понимают, в чем причина такой обходительности. А тем, кто не в курсе, девушки поясняют, что с 1 по 31 марта в городе проходит Dubai Shopping Festival (Дубайский фестиваль покупок), гостем которого автоматически становится всякий остановившийся в этот период в отелях города. И с истинно восточным гостеприимством ему предоставляется немало льгот: бесплатный трансфер из аэропорта, сниженные цены на номера в отелях, контролируемых муниципалитетом, всякого рода дисконтные карты на покупки и так далее.

Нынешний фестиваль распродаж в Дубае - пятый, юбилейный. А потому сопровождается особо яркими и впечатляющими мероприятиями. Так, например, гостей приглашают непременно посетить шоу-балет на льду - программу в исполнении артистов американской компании Disney Land. Зрелище тем более впечатляющее, если учесть, что за пределами спорткомплекса жара не ниже 25 градусов. Подобное шоу - настоящая экзотика для стран Персидского залива. Но не для ОАЭ: здесь в спорткомплексах и крупных отелях на коньках можно покататься в любое время года - заводы по изготовлению ледовых покрытий работают на полную мощь. Страна уже давно живет по принципу "делать все для привлечения иностранных туристов и бизнесменов".

Русские в "Арабской башне"

Через полтора-два месяца в Эмираты будут направляться только большие любители жары - в мае термометр зашкалит за 35 градусов. Для обычного же европейского туриста в этих краях сейчас самый лучший сезон. И местные власти вовсю стараются использовать "прохладу".

Дубайский фестиваль распродаж - одно из главных ежегодных мероприятий, проводимых с целью привлечь как можно больше туристов со всего света и тем самым поощрить местный торговый бизнес. Благодаря распространяемой по всему миру рекламе (для этого задействованы все крупнейшие газеты и телесети, включая CNN) в прошлом году фестиваль посетило около миллиона человек. На сей раз ожидается не меньше. В эти весенние дни гостей (особенно из Европы) привлекают сюда и низкие цены на предлагаемые товары мировых фирм, и возможность погреться на пляжах, и выступления прямо на улицах и площадях города ансамблей и артистов с мировым именем (труппа Московского цирка, например, соседствует с виртуозом современной скрипки Ванессой Май).

Гости знают, что в дни фестиваля они имеют шанс не только хорошо потратиться на развлечения и покупки, но и невзначай обзавестись внушительным состоянием: в крупных маркетах Дубая регулярно проводятся лотереи, на которых разыгрываются золотые слитки и солидные суммы - до 100 тысяч долларов. Каждый день местные газеты трубят на все лады, кто конкретно, в каком супермаркете, какого веса золотой слиток выиграл или обзавелся чеком на круглую сумму.

В 1999 году Дубай (основной центр туризма в ОАЭ) побил все мыслимые рекорды в странах Азии: число иностранных туристов там перевалило за три миллиона человек, что на 18% больше, чем в 1998 году. Поступления от этого сектора услуг составили 15% ВВП Дубая.

"Потрясают" местные власти туристов в этом сезоне и суперотелем под названием "Бурдж эль-араб" (в переводе "Арабская башня"), только что возведенным на специально созданном под него острове (небольшие рукотворные острова разбросаны вдоль всего морского побережья ОАЭ). Это сооружение в виде поставленного вертикально гигантского морского судна рекламируется его владельцами как отель, самый оригинальный, красивый и дорогой в мире. Стоимость номера в сутки там варьирует от 800 до 2500 долларов.

У входа в отель корреспондента "Эксперта" любезно встретил менеджер-индиец и, представив в качестве гида сотрудницу администрации, предложил совершить экскурсию по сооружению (слово "здание" здесь неуместно), чтобы лично убедиться в том, что их "суперотель" действительно самый-самый по всем параметрам. Зрелище и впрямь впечатляющее: гигантские позолоченные колонны, музыкальные фонтаны на каждом уровне (слово "этаж" не подходит), восточная мозаика под куполом, стены из аквариумов с живописными рыбами редких видов и прочей морской фауной, бесшумные скоростные лифты - всего не перечислить.

Впечатление от этого очередного "чуда света" с номерами как для "обычных" бизнесменов, так и для королевских особ, и впрямь остается сильное. Мой местный сопровождающий (родом, как выяснилось, из очень состоятельной эмиратской семьи) также попал в "Арабскую башню" впервые. И тут же "загорелся" провести в "суперотеле" пару дней со своей молодой женой - дело, понятно, престижное. Поинтересовался в администрации насчет скидок, обычно предоставляемых в других отелях для граждан Эмиратов. Не тут-то было: на "супер", пояснили, обычные скидки не распространяются, мол, и без того спрос велик. Но когда в той же администрации мне сказали, что среди первых постояльцев "суперотеля" в январе уже побывали и несколько российских семей, а также что из России идут заявки на бронирование номеров, я, признаться, ощутил прилив гордости. И поймал себя на мысли, что в этом случае мне почему-то безразлично - были ли то семьи известных "олигархов в законе" или коротко стриженные и крепкосложенные парни из российского далека. Здесь постояльцев ценят по размерам кошелька и, как мне сказали, делают немалую ставку именно на российских клиентов.

При выходе нам пояснили, что посетить отель, ознакомиться с его интерьером в принципе может каждый желающий. Правда при одном условии: для этого надо купить билет стоимостью в 60 долларов.

Чечня бизнесу не помеха

Каждый россиянин, прибывающий в Эмираты, должен быть готов ответить на обращенный ему сакраментальный вопрос: почему, мол, "русские ведут войну против мусульман на Кавказе", то бишь в Чечне? Местные граждане в большинстве случаев задают этот вопрос беззлобно, искренне желая понять происходящее, -ведь уже познали они русских на местных пляжах и рынках, не звери, мол, они.

Несмотря на старания пресс-службы посольства РФ в Абу-Даби, а также бюро агентств РИА-Новости и ИТАР-ТАСС, реальной информации о Чечне в местной прессе немного. "Опубликовать материал на эту тему в здешних газетах непросто,- пояснил мне знакомый российский журналист. - В мозгах людей срабатывает какой-то малопонятный нам синдром автоматической солидарности мусульман с братьями по вере. Приходиться долго убеждать коллег-журналистов, разъяснять им очевидные для россиян истины. Разговор обычно заканчивается предложением с их стороны написать на другую тему - мол, от греха подальше".

Ситуация, надо сказать, обычная для арабских стран в целом: Россия или, например, Косово - это где-то далеко, и происходящее там не всегда понятно. Но ясно читателям арабских газет одно - мусульман обижают.

Когда этот же вопрос поднимался моими весьма высокопоставленными собеседниками, то и им приходилось разъяснять, что воюют в Чечне не православные христиане против мусульман, а федералы против бандформирований. Их искреннему удивлению не было предела, когда они слышали, что в рядах федералов немало мусульман, есть и отдельные подразделения из самих чеченцев. И что вообще лидеры российских мусульман осуждают Масхадова и его полевых командиров, зачастую именуя их бандитами.

Окончательно запутавшись, собеседники, как правило, предлагали перейти к "разговору по существу". Сулейман аль-Мазруи, один из руководителей ведущей в ОАЭ банковской группы Emirates International, признался, что розничная торговля в Дубае испытывает спад главным образом по той причине, что российские "челноки", потрясенные финансовым кризисом августа 1998 года, резко снизили обороты своего бизнеса в Эмиратах. По его словам, торговый бум в Дубае в середине 90-х годов был главным образом связан именно с "челночным бизнесом" из России. "Аллах с ней, политикой, - сказал он мне откровенно. - Давайте вместе содействовать тому, чтобы русские вернулись на рынки Дубая. Ведь условия для них здесь самые выгодные".

От "чуда" к "чуду"

Особенно охотно рассказывают эмиратские чиновники о достижениях своей страны в сфере экономики. Они и впрямь впечатляют не меньше "Арабской башни". Так выясняется, что ОАЭ - единственная из арабских нефтяных монархий Залива, экономика которой ничуть не пострадала от падения цен на "черное золото" в последние два года.

Когда это случилось, многие аналитики предсказывали конец бурного экономического развития ОАЭ, продолжавшегося на протяжении 90-х годов и именовавшегося "эмиратским чудом". Основывалось "чудо" тогда, понятно, на нефти. Объявленный, однако, на днях показатель темпов роста экономики этой страны в прошедшем "кризисном" году опроверг пессимизм аналитиков: ВВП ОАЭ увеличился на 7,1% по сравнению с 1998 годом. Это несколько меньше, чем в 1997 году (тогда он составил 10%), но тем не менее темпы роста экономики Эмиратов остаются самыми высокими не только в регионе Ближнего Востока (в том числе среди нефтедобывающих арабских монархий), но и на всем азиатском экономическом пространстве, еще полностью не преодолевшем последствия жестокого финансового кризиса конца 90-х годов.

Вопреки предсказаниям резкое падение цен на углеводороды не оказало на экономику Эмиратов столь серьезного негативного воздействия, как на соседние "нефтяные монархии" (Саудовскую Аравию, Кувейт, Оман и Катар). Более того, испытание кризисом подтвердило правильность глобальной стратегии ОАЭ, еще в середине 90-х годов взявших курс на диверсификацию своей экономики. С тех пор удельный вес в ВВП отраслей, не связанных с нефтью, продолжает неуклонно возрастать. Это прежде всего оптовая и розничная торговля (ее доля в ВВП превысила 20%), развитие собственной обрабатывающей промышленности (доля в ВВП возросла в прошлом году с 5 до 11%), иностранный туризм и, кончено, транспортно-коммуникационные узлы.

Услугами, например, международного аэропорта Дубая воспользовались в 1999 году 10,7 млн пассажиров - на 10,5% больше, чем в 1998 году. В результате компания Dubai Duty Free увеличила беспошлинные продажи товаров в аэропорту на 4,4%. А компания по авиаперевозке грузов Dubai Cargo Village, как рассказал мне ее директор господин Али Джаллаф, зарегистрировала увеличение объемов грузоперевозок на 11%. По его словам, за последний год возросло и число российских компаний, предпочитающих переправлять свои грузы в страны Азии и Африки через Дубай.

Переход к стратегии диверсификации такого типа стал прорывным в этом крайне традиционалистском регионе, поскольку предполагал гораздо большую открытость страны внешнему миру, чем к этому были готовы местные элиты. Это и понятно: наплыв иностранных бизнесменов и туристов неизбежно должен был повлечь за собой постепенное размывание некоторых фрагментов повседневной действительности, до сих пор определявшейся жесткими нормами ислама. Если еще в начале 90-х годов в ОАЭ вряд ли можно было встретить женщину (в том числе и иностранку), не облаченную в длинный, полностью прикрывающий ее тело и голову наряд, то сегодня дамы в майках и шортах, разгуливающие по улицам многих эмиратских городов, - обычная картина. Местный бизнесмен теперь вполне может совершить немыслимое для его предков: например, согласиться на предложенное его иностранным партнером время встречи, пожертвовав при этом обязательной (пять раз в день) молитвой, или даже поучаствовать в деловом обеде в священный месяц Рамадан, когда мусульманам запрещено прикасаться к пище в течение светового дня.

"Открытость нашей страны вполне оправдала себя экономически. Но осуществить это было не просто. Другие монархии Залива до сих пор не решаются на этот эксперимент", - сказал мне Сулейман аль-Мазруи.

Еще пять лет назад мало кто предполагал, что диверсификация экономики, а вместе с ней изменение всей жизни в ОАЭ, зайдут в Эмиратах настолько далеко, что превратят эту страну в крупнейший мировой центр бизнеса, торговли, а теперь еще и развлечений.

Москва-Дубай