"Львенок" меняет "льва"

19 июня 2000, 00:00

На минувшей неделе состоялись похороны одного из патриархов ближневосточной политики, президента Сирии Хафеза Асада. В церемонии прощания с сирийским лидером приняли участие главы арабских государств Ближнего Востока, президент Франции Жак Ширак, госсекретарь США Мадлен Олбрайт, министр иностранных дел Великобритании Робин Кук, российская парламентская делегация во главе с председателем Госдумы Геннадием Селезневым.

Асад по праву считался одним из столпов ближневосточной политики. Он единолично правил страной на протяжении последних тридцати лет. Придя к власти в 1970 году, Асад физически устранил политических оппонентов и установил достаточно жесткий диктаторский режим. Асаду, представителю шиитской секты алавитов, было весьма сложно удерживать власть в преимущественно суннитской стране. В 1982 году было жестоко подавлено восстание исламских фундаменталистов. Тогда в ходе военной операции, по неофициальным данным, погибло около 20 тыс. человек.

Однако уважение в арабском мире "дамаскский лев" (Асад в переводе с арабского означает "лев") завоевал благодаря своей бескомпромиссной позиции по отношению к Израилю, с которым Сирия до сих пор официально находится в состоянии войны. Несмотря на то что Асад согласился вести диалог с Иерусалимом, Сирия не пошла на уступки, настаивая на полном возвращении оккупированных Израилем во время войны 1967 года Голанских высот.

Официальным преемником сирийского президента стал его сын Бешар Асад, который заявил о своем намерении твердо придерживаться политического курса отца. В последние годы Бешар учился и работал главным образом в Лондоне. Заняв высший пост в стране, Асад-младший оказывается лицом к лицу с рядом острых политических проблем. Во-первых, Бешар так или иначе будет вынужден продолжать непростой мирный диалог с Израилем в условиях, когда поле для маневра при принятии судьбоносных для Сирии решений у него сужается: авторитет сына в глазах населения, понятно, не сравним с авторитетом отца. Во-вторых, Бешару придется действовать, учитывая претензии на верховную власть со стороны собственного дяди - живущего в эмиграции брата покойного президента Рифаата Асада. Эти претензии находят поддержку среди влиятельных в сирийской армии генералов. И наконец, не известно, как будет развиваться ситуация в Ливане, где многие недовольны присутствием в стране 35-тысячного сирийского воинского контингента.

На первых порах Асад-младший наверняка будет продолжать политический курс отца. Если положение Бешара Асада окажется устойчивым, то вполне вероятно, что со временем новый президент выведет Сирию из нынешней экономической изоляции.