"Конец классической науке"

Культура
Москва, 27.08.2001
«Эксперт» №31 (291)

Научный мир, который, кажется, изучил уже все, что можно, всегда оставлял за рамками своих изысканий хаотические проявления природы - внезапные колебания или отклонения, выраженные, например, в формировании облаков или турбулентности морских течений, в изменении численности популяций растений и животных, в апериодичности сокращений сердечных мышц - основной причины внезапной смерти. Подобное игнорирование было понятным, поскольку общепринятые линейные модели не могли объяснить наблюдаемые феномены.

И вот в середине 70-х в головах совершенно не связанных между собой ученых произошла вспышка интереса к нерегулярным феноменам природы, за которой последовал целый ряд серьезных открытий. Открытия эти изложены в книге "Хаос. Создание новой науки", которая вышла в издательстве "Амфора".

Исследования ученых показывают, что известные всем простые системы порождают величественные конструкции огромной сложности, в то время как сложнейшие физико-математические системы способны подчиняться элементарным законам. Один из пионеров этой развивающейся науки американский ученый Бенуа Мандельбро в результате многолетних экспериментов обнаружил, что изменение цен на акции, падение уровня рек и сотрясение земной коры обнаруживают внутреннее подобие. В нелинейных системах всегда присутствуют одинаковые структуры. Например, характеристики сердечных сокращений подчиняются тем же законам, что и землетрясения и экономические феномены.

К концу 80-х наука о хаосе породила "физиологию нового типа", ученые стали рассматривать человеческое тело как источник движений и колебаний и принялись разрабатывать методы прослушивания его неоднородных пульсаций. Они обнаружили хаос в расстройстве дыхания и занялись исследованием механизмов обратной связи в управлении красными и белыми кровяными тельцами. Онкологи стали уделять пристальное внимание апериодичности в циклах роста раковых клеток. Психиатры выработали многомерные подходы в антидепрессантной терапии. Кардиологи, использовавшие методики теории хаоса, пришли к выводу, что воззрения традиционной кардиологии на неправильные сердечные ритмы ошибочны.

Традиционной науке уже не обойти "аномальные" явления. Теперь в любом крупном университете Европы работают исследовательские лаборатории, занимающиеся проблемами хаотичности. В Америке огромные суммы на изучение хаоса выделяют ЦРУ и министерство энергетики. И уже мало для кого является спорным утверждение, что с началом развития научной теории хаоса заканчивается классическая наука.