Золотые горы

Петр Кирьян
8 октября 2001, 00:00

Ирак предлагает Москве масштабную программу экономического сотрудничества. Взамен Багдад рассчитывает на политическую поддержку России

Ирак предложил России совместную "долгосрочную программу сотрудничества", в рамках которой отечественные компании смогут заработать в течение пяти-десяти лет 40 млрд долларов. Как заявил в конце сентября иракский министр торговли Мохаммед Салех, речь идет более чем о семидесяти конкретных проектах в сфере нефтедобычи, энергетики, строительства и в других отраслях. Уже в этом году, утверждает г-н Салех, россияне смогут получить около 1,5 млрд долларов.

Свой выбор иракская сторона искренне объясняет политическими причинами. Россия последовательно отстаивает в Совбезе ООН позиции Багдада, предотвратив, в частности, этим летом ужесточение режима санкций. Как заявляют иракские официальные лица, "в благодарность" они и предлагают российским компаниям пакет заказов на 40 млрд. Интересно, что свою "благодарность" иракцы решили выразить в тот момент, когда в регионе началась американская антитеррористическая операция.

Что дают?

Возобновившееся во второй половине 90-х годов сотрудничество с Ираком уже принесло России (на начало текущего года) 4,5 млрд долларов, которые заработали российские нефтяные компании, обслуживающие программу ООН "Нефть в обмен на продовольствие". В этом году, как ожидается, будет получено еще 2 млрд. Деньги здесь делаются в основном на перепродаже иракской нефти или же на встречных поставках продовольствия, медикаментов и оборудования (по специальному разрешению ООН).

Предложенная Багдадом широкомасштабная программа экономического сотрудничества предполагает перейти от случайных поставок к системе взаимосвязанных проектов, когда одни российские компании, к примеру, поставляли бы в Ирак автомобили, другие - автопокрышки, третьи - нефтеперерабатывающее оборудование. В первую очередь речь идет о добыче нефти. Иракские власти уже заявили о том, что готовы предоставить России "абсолютный приоритет" при подписании соглашений в этой области. Багдад предполагает передать российским компаниям крупнейшие на Ближнем Востоке месторождения Маджнун и Нахр Омар, запасы которых составляют сотни миллионов тонн. Переговоры относительно этих гигантских месторождений Ирак вел с французской компанией TotalFinaElf, и даже был подписан меморандум о взаимопонимании. Однако летом этого года Франция впервые за долгое время выступила на стороне Великобритании и США, поддержав ужесточение санкций против Ирака. Это "предательство" заставило Багдад включить Маджнун и Нахр Омар в список тех проектов, которые будут предложены России.

Правда, добывать нефть в Ираке пока запрещают санкции ООН. Можно ли будет в ближайшие годы извлечь пользу из иракских нефтяных проектов? Многие из прежних сделок пока "подвисли". Тем не менее замдиректора ИНП РАН Александр Некрасов считает, что заключение соглашений на будущее выгодно в любом случае. Это увеличивает контролируемые российскими компаниями запасы нефти. Чем больше таких запасов - тем выше рыночная капитализация нефтяной компании. Кроме того, даже сейчас иракским нефтяникам можно оказывать "побочные услуги". В рамках предложенной Ираком программы уже до конца года компании "Сибнефть", "ЛУКойл", "Стройнефтегаз", "Зарубежнефть", ТНК, "Сибур" и "Славнефть" могут заключить контрактов на сумму в 2,5 млрд долларов. Речь идет в основном о поставке оборудования и бурении нефтяных скважин.

В пакет проектов, предложенных Багдадом, входят также сооружение нескольких гидроэнергетических объектов на реке Тигр и возобновление строительства крупнейшей в Ираке ТЭС "Юсифия". Ирак рассчитывает на содействие Москвы при сооружении нефтепроводов в Сирию и Иорданию, а также в восстановлении разрушенных в ходе войны 1990-1991 годов нефтеперерабатывающих заводов. Почти половина из предложенных проектов относится к нефтегазовому сектору, электроэнергетике и нефтехимии. Остальное - это развитие промышленного производства, транспорт и связь.

Новый шанс

С одной стороны, российские эксперты считают заявленную иракским руководством цифру вполне реальной. Однако от оптимистических прогнозов они воздерживаются. Проблема в том, что при сегодняшней системе "продавливания" заявок на поставки товаров и услуг через ООН исполнение плана может занять бездну времени. "Уже сейчас в ООН зависло контрактов на сумму пять миллиардов долларов. Бюрократические задержки мешают даже тем контрактам, которые заключены в рамках программы ООН", - говорит аналитик "НИКойла" Геннадий Красовский. В общем, выход один - надо отменять санкции. Формально такая возможность представится в конце ноября, когда прекратят действовать нынешние квоты на продажу иракской нефти и начнется новый раунд переговоров. Правда, пока против этого по-прежнему выступают США и Великобритании.

Тем не менее "благодарность" Ирака, выраженная как раз в момент начала антитеррористической операции, может свидетельствовать о том, что, по мнению иракцев, Москва имеет теперь гораздо больше политических рычагов воздействия на ситуацию. Конечно, прежде всего это касается сценария, при котором Ирак попадает в список "террористических государств". Косвенно на вероятность такого развития событий указывают участившиеся вылеты боевых самолетов ВВС США и Великобритании для патрулирования территории Ирака. Единственный, кто может смягчить позицию по Багдаду, - это Россия, которая вошла в антитеррористическую коалицию.

С другой стороны, вовсе не исключено, что если российская сторона предоставит Америке "необходимые доказательства" полезности Ирака в борьбе с террористами, у Москвы появится реальный шанс добиться послабления режима санкций. По мнению политолога Дмитрия Евстафьева, Ирак в этом смысле имеет хороший послужной список. Правящий в Ираке режим покончил как с коммунистической, так и с исламской оппозицией. Кроме того, увеличение иракской нефтяной квоты на мировом рынке было бы даже выгодно США, которым необходимы более стабильные и низкие цены. Так что торг вполне может состояться, и золотые горы, которые сулит Багдад, превратятся в реальные деньги.