Дорога в никуда

Тема недели
Москва, 29.10.2001
Насильственное упразднение министра путей сообщения Николая Аксененко даст высшей власти доступ к огромным финансовым ресурсам, но не решит наболевших проблем на железных дорогах

Не было еще в новейшей российской истории случая, когда действующего государственного чиновника столь высокого ранга обвинили бы по уголовной статье, предусматривающей наказание до десяти лет лишения свободы. С главой МПС Николаем Аксененко это случилось. Даже на министра юстиции Валентина Ковалева, генпрокурора Юрия Скуратова и управделами президента Павла Бородина уголовные дела начинали раскручиваться лишь после того, как к их высоким должностям были прибавлены приставки "экс".

Уголовное дело по фактам злоупотреблений в МПС было заведено 9 октября. Генпрокуратура официально сообщила, что в деятельности железнодорожного ведомства выявлены "нарушения ведения финансово-хозяйственной деятельности", и предъявила Николаю Аксененко обвинение в превышении должностных полномочий, повлекшем за собой причинение ущерба государству на сумму аж в 70 млн рублей.

70 млн рублей - сумма смехотворная. Особенно если учесть, что через МПС ежегодно проходит, по разным оценкам, от 10 до 15 млрд долларов, а прибыль министерства (звучит нелепо, но так уж в России повелось) доходит до 2 млрд. С тем же успехом можно было обвинить тех, кто в свое время выносил из Белого дома пачки долларов в коробке из-под ксерокса, в краже картонной упаковки от принадлежащей государству оргтехники. Возможно, в Генпрокуратуре не уверены, что сумеют найти доказательства более крупных злоупотреблений, и решили поступить по принципу "лучше меньше, да вернее". Но это маловероятно: в подобных случаях в прокуратуре сначала долго готовятся, а потом выстреливают из всех стволов.

Ясно, что "дело Аксененко" - политическое. Скорее всего, этой осенью в Кремле решили, что пришло время убрать железнодорожного министра с занимаемого поста. 70 млн разворованных рублей в таком случае простой предлог, не громкий, но достаточный для достижения поставленной цели. Но вот какой именно?

О бронепоезде и "Семье"

По одной из версий, цель мероприятия - желание президента Путина разобраться наконец в том, "как устроено" МПС. Аргументом в пользу этого предположения можно считать многозначительную фразу президента: "Мы не понимаем, что происходит в этих естественных монополиях...", - которая была обронена в укор присутствующим министрам в вагоне президентского спецпоезда. Любознательность президента, конечно, похвальна. Однако для главного российского чиновника это скорее оправдание, призванное скрыть истинные мотивы поступков властей предержащих. Вот, к примеру, "Газпром". Кадровая пропрезидентская революция в крупнейшей российской компании свершилась. И что же? Все разговоры о реформировании и реорганизации монополиста, начавшиеся было непосредственно перед свержением Вяхирева, глухо канули в Лету. Либо в президентском стане не нашлось достаточного количества талантливых экономистов, способных справиться с газпромовской махиной и внятно объяснить публике его стратегию развития, либо публично заявленные цели реформирования - лишь прикрытие чего-то иного.

По другой версии, появление "дела МПС" обязано лоббистским пла

Новости партнеров

«Эксперт»
№40 (300) 29 октября 2001
Дело мпс
Содержание:
Дорога в никуда

Насильственное упразднение министра путей сообщения Николая Аксененко даст высшей власти доступ к огромным финансовым ресурсам, но не решит наболевших проблем на железных дорогах

Русский бизнес
Международный бизнес
Наука и технологии
На улице Правды
Реклама