Прорабы реформы

Максим Рубченко
28 января 2002, 00:00

Главной движущей силой реструктуризации электроэнергетики стали управляющие компании

В этом году начнут осуществляться первые практические шаги по реструктуризации РАО "ЕЭС России", главной целью которой объявлено повышение инвестиционной привлекательности отрасли. В целом программа, рассчитанная на период до 2010 года, предусматривает разделение существующей энергосистемы на монопольную составляющую (электросети и системы диспетчеризации электроэнергии) и потенциально конкурентные виды деятельности (генерация электроэнергии, сбыт, сервисное обслуживание оборудования etc.), создание оптового рынка электроэнергии и переход к рыночным механизмам определения тарифов на тепло и электроэнергию. Планы РАО на 2002 год предусматривают формирование генерирующих компаний и "экспериментальный" запуск оптового рынка электроэнергии, на который все генерирующие компании будут поставлять от 5 до 15% вырабатываемого ими электричества. Кроме того, согласно обещаниям Анатолия Чубайса, в этом году в энергетике возникнут сотни новых юридических лиц и произойдет крупное перераспределение активов между существующими юридическими лицами. Реализацию этих обещаний должны обеспечить уже созданные и создаваемые в электроэнергетике управляющие компании.

Сопротивление среды

После того как правительство одобрило концепцию реформы электроэнергетики "по Чубайсу", руководство РАО столкнулось в новыми препятствиями. Гораздо более серьезное сопротивление этой концепции Чубайса оказали губернаторы, руководители местных органов власти и, что немаловажно, гендиректора многих АО-энерго. Оно и понятно: низкие тарифы на электроэнергию - важный козырь в предвыборной борьбе любого мэра и губернатора. Сопротивление реформам гендиректоров АО-энерго тоже объяснить несложно. Во-первых, концепция реформы предусматривает создание генерирующих компаний, а значит, практически всем АО-энерго предстоит пережить либо слияние с другими АО-энерго, либо поглощение, либо разделение, в результате чего нынешние генеральные директора теряют свои посты и влияние. Во-вторых, вокруг многих АО-энерго за последние годы выросли десятки обслуживающих компаний, возглавляемых друзьями и близкими руководителей данного АО-энерго; реформирование же энергетики будет означать конец "родственного" бизнеса.

Понятно, что эти проблемы простой заменой гендиректора на кого-нибудь из заместителей не решить. Понятно и то, что московское руководство РАО просто физически не может в оперативном порядке руководить работой всех семидесяти двух подведомственных АО-энерго. Понятно, что наиболее эффективное средство решения проблем отрасли - привлечь сторонних менеджеров. Эту концепцию и пытается реализовать РАО ЕЭС, создавая управляющие компании. Работать с ними удобнее, чем с гендиректорами: у них прозрачная отчетность; процедуру принятия решений в управляющей компании легко контролировать, и наконец, она работает в интересах нанимателя, а не зависит, как гендиректор, от региональных властей.

В 1999 году, когда создавались первые управляющие компании в энергетике, перед ними ставились задачи, типичные для антикризисного управления: нормализация финансовых потоков, реструктуризация кредиторской задолженности, обеспечение поступления платы за поставленную электроэнергию и тепло. "Когда мы пришли в 'Колэнерго', вся задолженность перед бюджетом по налога, перед поставщиками - ФОРЭМ и атомными станциями, все эти задолженности не были структурированы и были срочными к погашению, - вспоминает генеральный директор компании 'Есн-энерго', управляющей компании 'Колэнерго', Григорий Березкин. - Первые усилия пришлось предпринимать в сфере идеологии: внушать коллективу, что все мы - часть РАО 'ЕЭС России', что мы - энергетическая компания, что 'Колэнерго' - это коммерческая структура и мы должны максимально структурировать все свои денежные потоки". Помимо улаживания отношений с кредиторами и дебиторами, важной задачей управляющих компаний стало повышение тарифов на отпускаемые тепло- и электроэнергию, что, заметим, и есть одна из целей проводимой реформы электроэнергетики. Например, в "Колэнерго" за 2001 год тарифы повышались трижды, суммарное повышение составило 71%.

Крутой маршрут

Сегодня перед управляющими компаниями стоят сугубо реформаторские задачи - подготовить АО-энерго к разделению на генерирующую, сетевую и сбытовую компоненты, повысить их инвестиционную привлекательность и привлечь инвестиции. Правда прежде чем приступать к разделению бизнеса, многим управляющим компаниям предстоит еще провести большую и кропотливую работу по оценке своего имущества и оформлению права собственности на управляемые активы. Дело в том, что подавляющее большинство гендиректоров АО-энерго так и не удосужилось оформить права собственности на свои активы. Так, по словам Григория Березкина, когда они пришли в "Колэнерго", права собственности были оформлены только на 5% (!) активов компании.

В ближайшее время всем управляющим компаниям предстоит разработать, а главное - утвердить план реформирования управляемых АО-энерго. Дело это непростое - Анатолий Чубайс со товарищи разработали воистину иезуитскую процедуру рассмотрения этих планов, согласно которой проект, подготовленный управляющей компанией, сначала рассматривают профильные департаменты РАО - экономический, сбытовой, технологический и т. д. На этом этапе оцениваются экономические перспективы компаний, создаваемых на базе существующих АО-энерго. После одобрения представленного плана всеми департаментами он выносится на обсуждение проектного комитета, возглавляемого лично Анатолием Чубайсом. Проектный комитет должен одобрить концепцию реформирования каждого АО-энерго. После этого проект попадает в комитет по реформированию, в который входят представители миноритарных акционеров и независимые директора РАО. Здесь он оценивается на соответствие интересам миноритарных акционеров РАО "ЕЭС России" и его дочерних компаний. И только после этого проект утверждается на совете директоров РАО "ЕЭС России" и может воплощаться в жизнь. По мнению руководства РАО, столь сложная процедура должна обеспечить выполнение главного принципа - учесть при реформировании энергетики интересы всех сторон: и акционеров, и властей, и инвесторов.